Напор Колымы. Как Магадан стал еще более солнечным

Ввод в эксплуатацию Усть-Среднеканской гидроэлектростанции имени А. Ф. Дьякова, что построена на Колыме прошел совсем незаметно. Во-первых, потому, что новость из разряда «Уж лучше вы к нам». Во-вторых, строительство, если не сказать долгострой, продолжалось с 1991 года. А спроектировали ГЭС еще в 80-е. Зато теперь в Магаданской области, в Колымском каскаде ГЭС, появилась наконец вторая, нижняя ступень.

Напор Колымы. Как Магадан стал еще более солнечным
© Свободная пресса

Можно взять для примера Богучанскую ГЭС, что на Ангаре в Красноярском крае. Она тоже входит в каскад ГЭС, четвёртой, нижней ступенью. Пятая из крупнейших гидроэлектростанций России с установленной мощностью 2997 МВт, возводилась еще дольше, с 1974-го по 2017 год, поставив то ли рекорд, то ли антирекорд по продолжительности строительства в истории российской гидроэнергетики.

На Колыме тоже было непросто. Год от года объект обрастал новыми технологическими камерами и трубами. Пуск первых гидроагрегатов осуществили еще в 2013-м, сейчас строительство завершено полностью. Надёжность энергоснабжения Колымского края повысилась. Больше возможностей развивать местную горнодобывающую промышленность.

Владеет станцией ПАО «РусГидро». Создание новых рабочих мест продолжится. Глядишь, уменьшится отток населения, улучшится социальная обстановка, ведь местные чадящие котельные можно будет перевести на электроотопление. И в Магаданской области должен бы замедлиться рост тарифов на электроэнергию.

Сегодня тепловая генерация Дальнего Востока – это более 30 тепловых и 270 дизельных электростанций, 230 котельных.

Независимый эксперт, кандидат экономических наук Александр Калинин напомнил, что зарождалась тарифная политика еще во времена Ельцина, когда существовала Федеральная энергетическая комиссия.

– Там собрали экспертный совет, в который ваш покорный слуга и был приглашен. Потом, в начале нулевых комиссия была преобразована в ФАС, где есть своя служба тарифов и цен. И департамент государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ в Министерстве экономического развития РФ тоже работает. Наверное, все это правильно. И, хотя меня туда уже не приглашают, я прекрасно понимаю все сложности их работы.

Часто говорят, что у нас социальное государство. Но стоимость электричества этого не подтверждает. Для того, чтобы декларации соответствовали смыслу, нужна политическая воля. Ведь даже в 90-е годы не позволялось тарифы повышать произвольно, а только экономически обоснованно. Не все расходы компаний входят в графу «технологический процесс».

В советские времена, когда закладывались наши многочисленные гидроэлектростанции, стоимость киловатт-часа составляла… четыре копейки. И так мы жили с 1961 по 1989 год!

«СП»: Новая ГЭС важна не только сама по себе, но еще и в «тандеме» с Колымской ГЭС, позволяя последней увеличить в 1,5 раза, или на 102 МВт зимнюю гарантированную мощность. В энергосистеме появится аварийный резерв. А сама Усть-Среднеканская ГЭС будет вырабатывать ежегодно в среднем 2,55 млрд кВт·ч экологически чистой, возобновляемой электроэнергии.

– Но тарифы-то растут, несмотря на то что существует достаточно документов по тарифной политике, принятых правительством и президентом. Причем растут совершенно удивительно, неравномерно. Например, в Якутии одни в тарифы, в Адыгее –поменьше, притом что там много частников держат теплицы…

«СП»: …возможно среди потребителей электроэнергии Усть-Среднеканской тоже будет тепличный комплекс японско-российской компании JGC Evergreen, что в соседнем в Хабаровском крае, снабжающий местных жителей свежими овощами.

– Есть проблема так называемого перекрестного субсидирования. Хозяйствующие субъекты должны платить больше, чем население. Якобы государство субсидирует граждан, но советские расценки на электричество говорят об обратном.

«СП»: Во всяком случае, теперь на Колыме появилась дополнительная электроэнергия для развития горнодобывающих предприятий, в первую очередь — золотодобывающих, основной потребитель электричества здесь Наталкинский ГОК. Еще один плюс – можно будет регулировать судоходство на Колыме. И не придется строить новые тепловые электростанции. Это значит – сокращается потребление привозного топлива, улучшается экологическое состояние региона.

– Страна-то у нас богатая. Это в Садовской Аравии местные жители, несмотря на их огромные зарплаты, плачут из-за стоимости электроэнергии – у них же там нет ничего, кроме нефти. А, например, в Чехии электричество вообще безумно дорогое. А у нас оно дорогим быть просто не должно, ведь всё есть. Хоть на газе строй электростанции, хоть на угле, хоть дровах, – считает эксперт.

С 2016 г. на Дальнем Востоке введены в эксплуатацию многие энергообъекты, среди которых ТЭЦ Восточная, ТЭЦ в Советской Гавани, Сахалинская ГРЭС-2, первая очередь Якутской ГРЭС-2, вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, Нижне-Бурейская ГЭС. Их суммарная мощность более 1100 МВт. Без них в Дальневосточном экономическом районе не могли бы развиваться машиностроение, добывающая, лесная и рыбоперерабатывающая промышленность. А еще здесь находятся крупнейшие месторождения алмазов, нефти и газа, золота, угля, полиметаллов. Помимо добычи развивается переработка, появляются масштабные производства.

Поэтому экспорт электроэнергии из России в соседний Китай в январе-июне 2024-го сократился на 76% в годовом выражении, до 465,45 млн кВт/ч, сообщил «Коммерсантъ», со ссылкой на данные китайской таможни. Минус $21,5 млн от экспорта. А все потому, что самим не хватает.

При этом еще советской постройки Саяно-Шушенская гидроэлектростанция на Енисее ежегодно вырабатывает электроэнергии в среднем 23,5 млрд кВт ч. Почти в 10 раз больше новенькой Усть-Среднеканской. Особенность той станции – ее плотина высотой 242 метра, самая высокая в России. В здании станции десять гидроагрегатов, мощностью 640 МВт каждый.

Что интересно, «Русгидро» намеревается переехать поближе к своим восточным объектам, к той же «Саянке». Передислокация в Красноярск ожидается в 2025 году. В офисном здании вовсю идут ремонтные работы. Еще в 2022-м «дочка» федеральной компании купила под штаб-квартиру здание на Театральной площади за 1,83 млрд рублей. Хочется надеяться, что в тарифы их не включат.

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков рассказал о том, что штаб-квартира компании готова на 70%. Здесь будут работать полторы тысячи сотрудников «РусГидро».

Вообще сейчас наметился комплексный подход в генерирующей электроэнергетике. Так в Якутии «РусГидро» недавно ввело в работу два автоматизированных гибридных энергокомплекса (АГЭК) в Оймяконе и Орто-Балагане общей мощностью 1,9 МВт. В составе АГЭК современная высокоэффективная дизельная и солнечная электростанции, а также система накопления энергии, объединенные автоматизированной системой управления.

Все это позволяет сократить на треть расход дорогостоящего и доставляемого по сложной транспортной схеме дизтоплива, снизить воздействие на окружающую среду. Подобные работают уже в 13 населенных пунктах Республики Саха (Якутия). Когда на улице минус 60, надежность энергоснабжения имеет особое значение.

Кроме ГЭС и ТЭЦ на Дальнем Востоке запланировано построить атомные электростанции. Сейчас их две: стационарная Билибинская и плавучая (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – обе на Чукотке. Могут появиться еще 37 новых атомных энергоблоков большой, средней и малой мощности.

Так запланирована на среднесрочную перспективу Приморская АЭС с двумя энергоблоками средней мощности (600 МВт каждый) в городском округе Фокино. Будут атомные станции малой мощности в в Усть-Янском улусе Якутии и на Чукотке. Проект генеральной схемы подготовлен концерном «Росэнергоатом».

В том же Хабаровском крае планируется в скором будущем АЭС с двумя энергоблоками средней мощности (600 МВт каждый) в Солнечном районе (село Эврон). Обещают ввести в эксплуатацию в 2036-38 годах. Выращивать огурцы в теплицах станет сподручнее. Да и песня про оленей, которые лучше, станет, наконец, неактуальной, когда на дорогах появятся электромобили.