Мосгорнаследие подготовило серию подкастов «Голоса московских зданий»
<p>Департамент культурного наследия города Москвы совместно с газетой Metro подготовил шесть выпусков аудиоподкастов «Голоса московских зданий».</p> <p>«<em>Проект «Голоса московских зданий» уникален и интересен, прежде всего, своим современным форматом подачи информации, когда о памятниках архитектуры рассказывают их известные владельцы, знаменитые архитекторы, а также повествование ведётся от лица самих исторических зданий. Мы отобрали шесть московских объектов культурного наследия с богатой историей, на территории которых в последние 13 лет проводились реставрационные работы</em>. <em>Каждый из них по-своему уникален</em> <em>и значим для нашего города.</em> <em>Уверен, аудиоподкасты будут интересны всем, кто интересуется историей и архитектурой столицы</em>», - <strong>рассказал руководитель </strong><a href="https://www.mos.ru/dkn/"><strong>Департамента культурного наследия города Москвы</strong></a><strong> </strong><a href="https://www.mos.ru/dkn/structure/person/20491093/"><strong>Алексей Емельянов</strong></a>.</p> <p>Слушатели узнают об одном из старейших зданий в столице – <a href="https://www.gazetametro.ru/articles/malorossijskoe-podvore-dom-kotoryj-pomnit-imperatorov-i-kommunalki-10-12-2024">Малороссийском подворье</a> на Мароссейке. В первой половине XVII века в этом квартале жили в основном иностранцы. Среди них был и ганзейский купец Д.Н. Рутц, который в 1630–1640-е годы начал возводить на своем дворе каменные палаты. В 2021 году завершилась масштабная комплексная реставрация памятника архитектуры. Реставраторами был «открыт» весь старинный кирпич, сохранившиеся фрагменты живописи с образами Спасителя, святых, изображениями Святого Духа в виде голубя, головок херувимов, которые находились в помещении бывшей церкви на третьем этаже. Сегодня они экспонируются в пространствах общего пользования.</p> <p>Еще один объект культурного наследия, с историей и архитектурой которого можно познакомиться поближе – <a href="https://www.gazetametro.ru/articles/novo-ekaterininskaja-bolnitsa-hram-prazdnosti-i-bolnichnye-palaty-10-12-2024">городская усадьба Гагариных</a> на Страстном бульваре. В 1786–1790 годах по проекту архитектора М. Ф. Казакова во владении Гагариных был построен роскошный дворец в стиле классицизма. Главный фасад здания украсил двенадцатиколонный портик. Во время реставрации здания специалисты восстановили лепной декор фасадов, провели работы в интерьерах, над бывшей домовой церковью вновь появилась главка с барабаном.</p> <p>Один из выпусков посвящён <a href="https://www.gazetametro.ru/articles/usadba-usachevyh-najdenovyh-ot-limonnyh-oranzherej-do-semok-kultovogo-kino-10-12-2024">усадьбе Усачевых-Найденовых</a> на Земляном Валу - памятнику московского ампира и последней работа в городе знаменитого архитектора Доменико Жилярди. В XVI веке территория, где сейчас располагается усадьба, была великокняжеской резиденцией, в XVII веке принадлежала боярскому роду Морозовых, а в XVIII столетии — князьям Гагариным. В июне 1828 года участок у купеческой вдовы Степаниды Невежиной приобрели известные в Москве чаеторговцы Василий и Петр Усачевы. По их заказу в 1829–1837 годах отстроили усадебный комплекс. Во многом он сохранился до наших дней. В усадьбе обустроили регулярный парк для горожан. Во время реставрации, завершившейся в 2024 году, специалисты привели в порядок грот, две беседки-ротонды, ограду с воротами и четыре чугунные скульптуры.</p> <p>Также героем аудиоподкаста стал <a href="https://www.gazetametro.ru/articles/dom-durasova-ot-roskoshnyh-balov-do-studencheskih-budnej-10-12-2024">дом Дурасова</a> на Покровском бульваре. Характерный образец архитектуры русского классицизма построен по проекту архитектора Матвея Казакова. Заказчиком строительства выступил представитель старинного русского дворянского рода бригадир Алексей Дурасов. С тех пор соседний переулок стал называться Дурасовским. Свой нынешний вид особняк приобрел позже. Во время реставрации, которая завершилась в 2019 году, зданию вернули исторический облик. На фасадах дома восстановили белокаменные барельефы с орнаментальным узором и тонкую лепнину, а балконы украсили алебастровым декором, установили ограждения. Отремонтировали парадное крыльцо. Помимо этого, были восстановлены старинные ворота и металлическая ограда.</p> <p>Кроме того, слушатели познакомятся с <a href="https://www.gazetametro.ru/articles/mariinskaja-bolnitsa-istorija-miloserdija-i-progressa-10-12-2024">Мариинской больницей</a> на улице Достоевского, которая стала одной из первых бесплатных клиник в Москве. Весной 1821 года именно здесь, в восточном флигеле служебную квартиру получил вышедший в отставку штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский, поступивший в Мариинскую больницу на должность врача. Там же 30 октября (11 ноября н. с.) 1821 году в семье Достоевских родился второй сын Фёдор. Через два года семья Достоевских перебралась в квартиру в западном флигеле, где прожила до 1837 года. В 1928 году здесь был организован первый в России «Музей Ф.М.Достоевского». К 200-летнему юбилею писателя, здесь открылся музейный центр «Московский дом Достоевского» – отдел Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля. Во время работ, которые завершились в 2021 году, специалисты отреставрировали кирпичную кладку и архитектурные детали фасада, раскрыли исторические оконные проемы. В интерьерах провели реставрацию чугунных элементов парадной лестницы, белокаменных полов, изразцовых печей, восстановили фурнитуру.</p> <p>Отдельный аудиоподкаст посвящён «<a href="https://www.gazetametro.ru/articles/fabrika-zhiro-istorija-shelkovoj-legendy-10-12-2024">Галерее Жиро</a>» на улице Тимура Фрунзе – важному элементу исторического прошлого Москвы. В конце XVII – начале XVIII веков на территории этого владения располагался загородный двор князя И.Б.Троекурова. С 1736 по 1838 годы участок с усадьбой принадлежал дворянам Всеволожским. В 1875 году француз Клод-Мари (Клавдий Осипович, как его называли в России) Жиро выстраивает здесь шелковую фабрику, одну из крупнейших в России, которая в период расцвета вырабатывала более 6 миллионов метров разнообразных шелковых тканей ежегодно. В 1901 году он заказывает архитектору Роману Клейну проект галереи для хранения своей коллекции картин. Одноэтажное каменное здание с высоким стеклянным фонарем над зимним садом было выстроено в стиле эклектика с элементами модерна. После 1917 года его значительно перестроили под производственные нужды фабрики, которая была национализирована и названа «Красная Роза». В ходе реставрации галереи К.Жиро был возвращен ранее утраченный стеклянный купол. По технологиям XIX века восстановлены облицовка печей и лепнина, каменные полы, роспись стен под мрамор, сохранен исторический расклад окон и цвет стен. В сводах были обнаружены росписи в неоклассическом стиле с растительным орнаментом и пейзажными панно, которые были бережно отреставрированы специалистами.</p> <p>Серия аудиоподскастов «Голоса московских зданий» посвящена объектам культурного наследия города Москвы, важным вехам в их истории и проведенным в них реставрационным работам.</p>