Сбор с доходов от рекламы в интернете может составить 3%

Обновлено в 17:00

Сбор с доходов от рекламы в интернете может составить 3%
© BFM.RU

Новый сбор с доходов от рекламы в интернете может составить 3%. Соответствующие поправки в закон «О рекламе» одобрены профильным комитетом Госдумы.

Согласно им, все, кто распространяет рекламу, и операторы рекламных систем будут обязаны отчислять в бюджет 3% дохода от рекламы за квартал. Эти деньги будут направляться на поддержку разработчиков отечественного ПО.

С рекламными операторами в целом все понятно, однако будут ли обязаны отдавать часть дохода с рекламы, например, блогеры или креативные агентства, неясно, говорит партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев.

— Пока я вижу, что, скорее всего, это будут всякие медийные агентства, которые занимаются размещением медийной рекламы в интернете. Но вот что касается этих блогеров и каких-то лидеров мнений, я не очень понял. И не очень понятно, какие-нибудь креативные агентства, которые придумывают размещения эти, но не размещают сами. Они как-то входят в эту цепочку или нет? Но я думаю, что основное бремя понесут медийные агентства, которые занимаются всевозможными коммерческими размещениями в интернете.

— 3% — это много или мало от квартального дохода от рекламы?

— Это достаточно. Если речь о больших бюджетах, я думаю, что это вполне себе достаточно большие деньги. Я не смогу сейчас вам сказать сколько.

— Получается, ваша компания тоже попадает в эту историю?

— Теоретически нет, потому что мы не занимаемся размещениями рекламы, мы креативное агентство и в основном работаем либо с медийными агентствами, которые контрактуются напрямую с клиентами, либо делаем какие-то интеграции блогеров. Мы работаем с блогерами либо напрямую, либо есть блогерские агентства, которые занимаются, собственно, размещениями этих блогеров, мы можем с ними еще работать. Вот я не знаю, они попадают под это или нет, тоже я еще не понял. А в целом мы не занимаемся непосредственным размещением.

Из-за нового сбора вырастет ценник на размещение рекламы, поэтому сильнее всего пострадают маленькие компании, которым тоже надо себя рекламировать, говорит основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак.

— Ценники мы как агентство будем перекладывать на клиента, поэтому в конечном итоге клиент будет за это платить. Перекладываться будет добавленная стоимость, а мы будем платить как агенты. Попадают все, кто делает рекламу. Блогеры, паблики какие-нибудь. Тот, кто распространяет рекламу, должен платить. Просто это в конечном итоге будет на клиента перекладываться. У рекламных агентств 100% будет перекладываться на клиентов, у блогеров, я предполагаю, что тоже. По крайней мере, то, что я пока понял, как это будет на практике реализовываться, будем смотреть.

— То есть, получается, стоимость услуг, которые предлагаются, будет увеличена на 3%.

— А это как во всех сферах, мы же не единственная сфера такая. Акцизы на алкоголь, к примеру, повышают цены, алкоголь дорожает. Мы так же продаем, просто у нас не физический товар, а услуга, но тоже является продуктом.

— Вообще 3% от квартального дохода — это много?

— Относительно. Есть компании, которые за квартал могут 40-50 млн рублей потратить на рекламные бюджеты. Это достаточно приличная сумма. Просто для маленьких компаний, для которых каждый рубль на счету, это может быть неприятно, лишние 50 тысяч рублей, 100 тысяч рублей потратить. Бизнесу все так же надо рекламироваться, просто это будет дополнительной статьей расхода.

На примере рекламы у блогеров нововведения комментирует сооснователь маркетинговой компании ReFace Technology, вице-президент и сопредседатель комитета по ИИ в Ассоциации коммуникационных агентств России Алексей Парфун.

Алексей Парфун сооснователь маркетинговой компании ReFace Technology, вице-президент и сопредседатель комитета по ИИ в Ассоциации коммуникационных агентств России «В основном крупные блогеры, конечно, работают через агентства или через агентов, но и напрямую вполне себе регулярно приходит заказ. Неважно, как закон будет принят, в каком варианте, но в итоге это просто приведет к повышению роста цен, и деньги лягут на рекламодателя. Мне кажется, что это достаточно серьезный рост, потому что подавляющее количество блогеров находятся на упрощенке, платят в среднем 6%, а тут еще 3% дополнительной нагрузки. Рынок совершенно дикий, никакими показателями не обоснован: кто как хочет, так и ставит цену, все определяется спросом. И есть ниши дешевые, развлекательные — мемы и прочие шутки дня, а есть ниши дорогие — маркетинг, криптовалюта, банки. Там, естественно, сильно дороже. Я не думаю, что это кардинально повлияет на рынок рекламы, 99% блогеров сами с бухгалтерией работать не умеют, скорее всего, все пойдут к агентствам, и это повысит роль этих агентств».

У участников рынка новые поправки вызвали ряд вопросов. Например, кто конкретно будет обязан оплачивать сбор: блогер, его агентство или рекламный оператор? С индустрией этот законопроект не обсуждали, говорит генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин.

Алексей Бырдин генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» «Рекламораспространителем в терминологии законе о рекламе является тот, кто ее физически распространяет. Посредники, которые, связывая рекламодателя и площадку, на которой, фактически размещается, например, какой-нибудь рекламный баннер или видеоролик рекламный, не имеют статуса рекламораспространителя, у них функция посредническая. И в этом, собственно, заключается самый большой вопрос, как это все будет работать. Надо сказать, что с индустрией эти поправки толком никто не обсуждал, то есть весь рынок поставили перед фактом, что такой сбор вводится. Нет никакой детализации, нет никакого проработанного порядка того, как это будет оцениваться, собираться, и так далее. Поскольку в рекламном бизнесе, особенно в интернете, довольно много различных посреднических звеньев, главное, чтобы мы не столкнулись сейчас с тем, что эти 3% превратятся фактически в 6%, а то и 9%. В законопроекте фигурируют многие участники цепочки. Если мы просто посмотрим на текст, там написано: рекламораспространители и операторы рекламных систем. Даже в одной цепочке операторов рекламных систем может быть несколько. В этом подходе кажется, что применяется логика такая же, как в НДС, но на уровне постановления правительства, наверное, ту проблематику, которую я обозначил, можно будет каким-то образом отрулить в правильном направлении».

Ранее сообщалось, что новым сбором будут также облагаться и СМИ, однако для сайтов вещателей телеканалов, радио и информационных агентств сделали исключение: отчислять часть дохода они не будут.