Исследование Т-Кассы: число пользователей e-grocery сервисов растет в среднем на 7% в месяц

Исследование Т-Кассы: число пользователей e-grocery сервисов растет в среднем на 7% в месяц

Исследование Т-Кассы: число пользователей e-grocery сервисов растет в среднем на 7% в месяц
© Logistics News

Количество заказов за последние четыре года выросло в пять раз, что связано с изменением покупательских привычек и удобством таких сервисов для семей, для молодежи и для жителей регионов

Сервис приема онлайн-платежей и переводов «Т-Касса» в рамках аналитического проекта T-Data проанализировал рынок доставки товаров повседневного спроса (e-grocery).

Основные выводы:

Россияне сейчас заказывают продукты с доставкой на дом чаще, чем до пандемии, но на меньшую сумму. В октябре 2024 года средний чек заказа снизился по сравнению с показателем октября 2020 года на 18%, а количество транзакций, наоборот, выросло в пять раз.

Ежемесячно число пользователей сервисов e-grocery растет в среднем на 7%.

В октябре 2024 года доставку продуктов на дом заказывали на 15% чаще, чем годом ранее. Большая часть клиентов онлайн-сервисов доставки товаров повседневного спроса (72%) ― родители с одним ребенком, работающие на фрилансе.

Исследование основано на опросе россиян старше 18 лет, проживающих во всех регионах страны, а также на обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях клиентов Т-Банка и сервиса Т-Кассы, совершенных с января 2020 по октябрь 2024. Анализировались крупнейшие сервисы доставки продуктов: Самокат, Яндекс Лавка, Пятёрочка, Магнит, ВкусВилл, Купер (бывший Сбермаркет), Перекрёсток, Лента.

Как изменились покупательские предпочтения

Если до 2020 года привычным было посещать продуктовые магазины, то с 2020 по 2024 год заметен рост спроса на доставку продуктов на дом и, как следствие, всего рынка e-grocery. Первоначально драйвером стал пандемийный 2020 год, когда россияне на фоне введенных ограничений стали активно пользоваться доставкой.

С 2020 года число пользователей сервисов e-grocery растет в среднем на 7% в месяц. За четыре года — с октября 2020 по октябрь 2024 — их количество увеличилось в четыре раза.

Количество совершенных покупок в e-grocery-сервисах выросло с октября 2020 по октябрь 2024 в пять раз. Рекордный рост количества транзакций произошел в августе 2021 года ― в 3,5 раза год к году. В октябре 2024 года рост количества покупок в годовом выражении составил 15%.

Сумма одного заказа за пять лет снизилась почти вдвое

При этом средний чек покупок через онлайн-сервисы доставки продуктов снизился. Эти изменения связаны с тем, что ранее россияне совершали онлайн более крупные заказы товаров, например к праздникам, а после ковидных ограничений заказывают чаще, но меньше.

Так, в январе 2020 года средний чек составлял 2 188 ₽, к июлю снизился почти на 25% ― до 1 643 ₽. С 2021 года показатель закрепился в диапазоне 1308 ₽ — 1088 ₽ с ярко выраженным падением в конце года. В октябре 2024 года по сравнению с октябрем 2020 средний чек снизился на 18% и составил 1 127 ₽.

Кто пользуется сервисами e-grocery и почему

Большинство пользователей сервисов доставки продуктов на дом — это семейные люди с одним ребенком, работающие из дома.

72% опрошенных отметили, что, совершая покупки продуктов онлайн, им проще найти товар по акции или ознакомиться со всеми выгодными предложениями. А 67% респондентам онлайн-покупки позволяют легче сравнивать товары и выбирать из широкого ассортимента.

Возможность не носить тяжелые пакеты — важный фактор для 61% опрошенных. В основном это женщины любого возраста или лица старше 55 лет, которые заказывают сразу большое количество товаров и не хотят носить тяжелые пакеты сами.

48% россиян выбирают сервисы доставки потому, что у них не хватает времени для походов в магазин за продуктами. Это в основном женщины с детьми, работающие дома или находящиеся в декрете. 38% опрошенных при помощи онлайн-шопинга могут более осознанно выбирать товары. Так отвечали преимущественно женщины, заказывающие продукты на дом 2—3 раза в неделю. Они отметили, что офлайн чаще совершают импульсивные покупки. 28% респондентов не любят общаться с персоналом в магазине, поэтому онлайн-покупки для них более комфортны. В этой категории в основном мужчины и женщины до 25 лет, которые заказывают продукты каждый день.99% покупок в e-grocery-сервисах оплачиваются банковскими картами. На альтернативные способы оплаты, в том числе pay-сервисы банков, приходится 1% оплат.

Самым активным клиентам сервисов e-grocery от 15 до 35 лет

Сервисы e-grocery и крупные продуктовые сети активно развиваются в регионах. По данным на октябрь 2024 года, более половины россиян, заказывающих продукты онлайн с доставкой на дом (58%), ― не из столичных регионов. На Москву и Московскую область приходится треть (31%) клиентов, на Санкт-Петербург и Ленинградскую область ― 11%.

Чаще всего продукты с доставкой на дом заказывает молодежь (от 15 до 35 лет). Среди них самые активные пользователи люди в возрасте от 20—24 года (16%), а также 35—39 лет (14%). Чуть реже пользуются доставкой продуктов на дом респонденты 25—29 лет (13%) и 30—35 лет (13%). С возрастом интерес к e-grocery-сервисам снижается: люди в возрасте 40—44 года составляют 11% от аудитории сервисов, в возрасте от 65 лет ― 2%.

Наблюдаются и некоторые различия в аудиториях популярных e-grocery сервисов. Так, сервисы «Самокат» и «Яндекс Лавка» чаще выбирают россияне возрастом до 35 лет. Среди этой категории много фрилансеров, что говорит о свободном графике и потребности в быстром и удобном обслуживании с ежедневными заказами продуктов и готовой еды.Большинство покупателя продуктов с доставкой из Пятёрочки — семейные люди более старшего возраста, у которых есть дети. Заказы во ВкусВилле совершают в основном женщины из Москвы и Санкт-Петербурга, 2—3 раза в неделю. Преимущественно с такой же частотой совершают покупку пользователи онлайн-сервиса «Купер» (ранее Сбермаркет), онлайн-магазина «Магнит», Vprok.ru от Перекрёстка и онлайн-сервиса гипермаркета «Лента».

#ТКасса #TData #ТБанк #Самокат #ЯндексЛавка #ВкусВилл #Купер #Магнит #Лента #Vprok #Перекресток #Пятерочка #eCommerce #eGrocery #FMCG #Доставка #Аналитика #ПоследняяМиля #МосковскаяОбласть #СанктПетербург