Потребительский экстремизм в отдельно взятой Самарской области. Ретейлеры рассказали о процветающем бизнесе на судебных спорах с торговыми сетями. Массовые случаи подачи исков с требованиями компенсации за некачественные, как утверждается, телефоны отмечены почему-то лишь в одном регионе. На отказы в возбуждении дел по фактам потребительского экстремизма пожаловался вице-президент «М. Видео — Эльдорадо» Тагир Калимуллин. На заседании в ТПП России он заявил о бездействии силовиков в Самарской области и подчеркнул, что на этот регион приходится до 80% возвратов телефонов в России, пишут «Ведомости».
Некоторые подробности «Бизнес FM» сообщил руководитель департамента по связям с общественностью группы «М. Видео — Эльдорадо» Сергей Коляда:
Сергей Коляда руководитель департамента по связям с общественностью группы «М. Видео — Эльдорадо»«Одни и те же группы юристов покупают смартфоны, купленные в федеральных сетях, получают на них от карманных экспертов заключения о производственном браке и обращаются с требованиями к продавцам, апеллируя к закону о защите прав потребителей, чтобы добиться компенсаций. Таким образом, происходит фальсификация доказательств, и суды вводятся в заблуждение заключениями лжеэкспертов о том, что данные смартфоны якобы имеют дефекты. Более того, такие мошенники намеренно затягивают процесс разбирательства, например, уклоняясь от получения денег, чтобы в конечном итоге размер компенсации был максимальным. Иногда он может в несколько раз превышать стоимость самого якобы сломанного устройства».
Сложно сказать, почему именно в Самарской области так распространен потребительский экстремизм. Наверное, еще сложнее понять, почему представители ретейла не требуют проведения независимой экспертизы товаров, которые фигурируют в подобных исках. Продолжает владелец юридической компании «Заутренников и партнеры», юрист Константин Заутренников:
Константин Заутренников владелец юридической компании «Заутренников и партнеры», юрист «Вопрос о качестве товара, конечно, решается путем назначения экспертизы судебной. В каких-то определенных случаях суд, конечно, может принять досудебную экспертизу. Но это, наверное, связано больше с пассивностью процессуального ответчика. То есть в данном случае ретейлера. Если они не будут заявлять какие-то ходатайства о назначении экспертизы судебные, а потребитель принесет свою экспертизу, сделанную в частном порядке, то суд может руководствоваться теми выводами, которые сделаны в частной экспертизе».
Потребительский экстремизм возник, конечно, не на пустом месте. Российский закон настолько хорошо защищает покупателей, что в некотором смысле даже мотивирует судиться с ретейлерами. Потому что отсудить можно в разы больше стоимости самого товара. И судебная практика складывается в пользу потребителя. Продолжает старший юрист юридической фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов:
Василий Хохлов старший юрист юридической фирмы «Косенков и Суворов» «У потребителя слишком много инструментов для защиты своих прав, и это приводит как раз таки к случаям злоупотребления правом. То есть потребитель у нас может получить неустойку в размере 1% за каждый день просрочки исполнения его требования, и этот срок может растянуться на огромное количество дней. Также в пользу потребителя взыскивается штраф в размере 50% от присужденных судом суммы, и обе эти меры в совокупности дают, конечно, большой соблазн для того, чтобы потребитель начал злоупотреблять своими правами».
Что касается правоохранителей, которые, по версии ретейла, закрывают глаза на потребительский экстремизм, то надо заметить, что такой статьи в Уголовном кодексе просто нет.
Наказать можно эксперта, выдавшего заведомо ложное заключение, с которым потребитель потом пошел в суд. Но если такая экспертиза фигурирует не в уголовном деле, а в гражданском, то и наказание за это не слишком суровое.