Исследование РОМИР: За год продажи через платформы выросли на 74,4%
По результатам исследования РОМИР, 80,2% предпринимателей удовлетворены сотрудничеством с цифровыми платформами. Однако опасаются, что дополнительное регулирование может снизить рентабельность бизнеса и повлияет на доступность товаров для жителей.
Сегодня предпринимательство на цифровых платформах становится одним из ключевых драйверов развития малого и среднего бизнеса. Платформы создают новые бизнес-модели, обеспечивают предпринимателям доступ на практически неограниченные рынки сбыта - от небольших населенных пунктов страны до дальнего зарубежья. По оценкам агентства Data Insight, объем продаж на рынке электронной коммерции по итогам 2024 года может превысить 10 трлн рублей, а число селлеров маркетплейсов - 700 тысяч человек. С учетом растущей популярности интернет-торговли важно понимать как точки роста, так и проблемы в развитии отрасли, считают исследователи Института человека РОМИР, изучившие легкость ведения бизнеса на цифровых торговых площадках в России.
На основе опроса предпринимателей из всех федеральных округов России был рассчитан специальный индекс. Он измеряет относительное самочувствие предпринимателей, сотрудничающих с ведущими российскими маркетплейсами. Было опрошено свыше 1,2 тысячи респондентов (преимущественно ИП - продавцов на платформах).
"Мы понимаем, что при оценке легкости ведения бизнеса необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы. Поэтому целью индекса было оценить комплекс условий, в которых сегодня находятся наши предприниматели, - пояснил президент Института Человека РОМИР Андрей Милёхин. - Мы оценивали как политику платформ в отношении МСП, так и макрофакторы и регуляторные ограничения. Итоговое значение индекса свидетельствует о том, что сегодня о легкости ведения бизнеса на цифровой платформе преждевременно говорить однозначно".
Согласно исследованию, предприниматели позитивно оценивают опыт сотрудничества с цифровыми платформами, однако отмечают наличие внешних барьеров, сдерживающих развитие бизнеса.
Так, 80,2% предпринимателей удовлетворены сотрудничеством с цифровыми платформами, а для 45,6% они являются ключевым каналом продаж. Только 17% респондентов выразили теоретическую готовность вернуться в оффлайн-торговлю, при этом более трети из них прогнозируют трудности с расширением клиентской базы, логистикой, продвижением товаров и арендой площадей. Все это подчеркивает важность цифровых каналов для современного бизнеса, тем более, что большинство предпринимателей отмечают рост объема продаж за последний год (74,4%).
Предприниматели довольны легкостью входа на цифровые платформы - этот показатель набрал максимальное количество баллов. А также положительно оценивают такие аспекты взаимодействия, как информационная прозрачность и удобство взаимодействия.
Вместе с тем опрошенные обеспокоены возможным усилением вмешательства в ведение бизнеса - со стороны как самих платформ, так и регулирующих структур. Примерно пятая часть респондентов выразила недовольство участием платформ в процессе ценообразования, включая скидочные акции и принудительное снижение стоимости товаров продавцов. По мнению респондентов, это снижает гибкость управления бизнесом. Озабоченность также вызывает размер комиссий и платежей, взимаемых платформой.
На втором месте в списке негативных факторов, волнующих предпринимателей, - регуляторные ограничения, которые обсуждаются законодателями и общественными деятелями. Среди наиболее значимых рисков такого рода были названы запрет на сотрудничество самозанятых с маркетплейсами (3,23 пункта), запрет платного возврата товара покупателем (3,25 пунктов) и расширение практики сквозной маркировки товаров (3,25 пункта). Эти меры создают дополнительные финансовые и административные барьеры, ограничивая доступ небольших предприятий к цифровым платформам и увеличивая их издержки.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация с пунктами выдачи заказов: предприниматели негативно оценивают инициативы о признании ПВЗ торговыми объектами и возможном запрете на одновременное сотрудничество с несколькими платформами. Реализация таких предложений грозит бизнесу дополнительными расходами, что приведет к снижению рентабельности и повлияет на доступность товаров для жителей.
Комментируя итоги опроса, генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых отметил, что предприниматели стараются в полной мере использовать возможности, которые предоставляют цифровые платформы. "Бизнес ценит очевидные преимущества онлайн-торговли в поиске и привлечении клиентов, доставке товаров и логистике. Весомым аргументом является низкая стоимость входа на полку и размер издержек, которые в онлайн-бизнесе, как правило, ниже, чем в офлайне. За несколько лет интернет-торговля стала важным инструментом для роста малого и среднего предпринимательства, позволяя наращивать объемы продаж при снижении затрат. Однако дальнейшее развитие сектора требует продуманного подхода к регулированию. Устранение существующих барьеров и создание равных условий для всех участников рынка могут ускорить рост цифровой экономики и сделать ее еще более значимой частью российской хозяйственной системы. Результаты исследования подчеркивают, что цифровые платформы - это не только важный инструмент для развития бизнеса, но и стратегический актив для повышения качества жизни россиян", - констатировал эксперт.
Об исследовании
Исследование проведено в октябре-ноябре 2024 года. Опрошены 1201 предприниматель из всех федеральных округов России. Индекс рассчитан на основе оценки 4 категорий факторов: "Общеэкономические факторы, влияющие на бизнес МСП", "Отношения МСП с платформой", "Бизнес на платформе в сравнении с бизнесом вне платформы", "Регуляторное воздействие".
Каждый фактор оценивался по степени и характеру влияния. Итоговые значения индекса складывались из среднеарифметических показателей и нормировались по шкале от -1 до +1. Финальный показатель индекса составил +0,12, что отражает слабую позитивную динамику, одновременно указывая на необходимость устранения существующих барьеров.