Татьяна Трифонова: "Лидерство в ЭКГ-рейтинге демонстрирует высокий уровень компании"
В конце ноября в Суздале прошел ЭКГ-форум ("Экология. Кадры. Государство") ответственного бизнеса. Место было выбрано неслучайно: Владимирская область - первый регион в России, где принят закон о развитии ответственного ведения бизнеса на основе ЭКГ-рейтинга - Национального стандарта "Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности".
Форум позволил участникам познакомиться с лучшими практиками в сфере ответственных инвестиций, а лидерам рейтинга - получить заслуженные награды. В их число вошла компания Аби, продукция которой знакома многим россиянам. О том, как компания шла к успеху, "РГ" рассказала ее генеральный директор Татьяна Трифонова.
Татьяна Владимировна, что лично для вас и для компании значит награда "Лидер ЭКГ-рейтинга. За вклад в достижение национальных целей развития"?
Татьяна Трифонова: Это большое и знаменательное событие для всех нас. ЭКГ-рейтинг - это комплексная оценка "здоровья" предприятий, направленная на определение уровня их благонадежности, социальной и экологической ответственности. Он оценивает предприятия по трем факторам: влияния на экологию, заботы о кадрах и социальной политики в целом, а также выстраивания отношений с государством, то есть налоговой истории, деловой репутации, социального инвестирование в регионах присутствия и взаимодействия с бизнес-объединениями.
Лидерство в ЭКГ-рейтинге демонстрирует высокий уровень нашей компании. Мы обеспечиваем рабочими местами и социальными гарантиями более 12,5 тысячи сотрудников. Причем из них более 5 300 сотрудников воспитывают детей, а 10 процентов из них - многодетные родители.
Мы реализуем комплекс мер социальной поддержки сотрудников и их семей. Например, внедряем решения и технологии, которые позволяют автоматизировать процессы и перевести людей на более сложные задачи, способствуя росту их зарплат. Средняя заработная плата сотрудников производственных комплексов превышает средний уровень в регионе. Более 10 лет обеспечивается диагностика здоровья сотрудников в передвижных медицинских центрах прямо на территории компании. В 2024 году начали программу бесплатной медицинской диагностики специально для многодетных родителей. А всего за год реализовали более 20 социальных проектов. К примеру, компенсируем затраты на занятия спортом, а осенью 2024 года присоединились к проекту "Мой фитнес". Иногородним сотрудникам компенсируем затраты на аренду жилья. Обеспечиваем помощь в подборе детских образовательных учреждений. Сотрудницам, вышедшим из декрета, при необходимости корректируем рабочий график. У нас осуществляются выплаты при рождении или усыновлении/удочерении ребенка и другие преференции. Завершающийся год президент страны объявил Годом семьи. В честь этого компания инициировала 7 особых проектов, посвященных семейным ценностям. Это и экологические мероприятия для семей, и спортивные события. Мы чествовали 98 трудовых династий компании. Реализуем также проекты, нацеленные на сохранение истории и традиционных ценностей.
При такой кадровой политике есть ли у вас проблема нехватки кадров?
Татьяна Трифонова: Мы много внимания уделяем развитию кадров, повышению престижа рабочих профессий. В 2023 году 1177 сотрудников получили рабочие профессии в нашем корпоративном университете и удостоверения государственного образца. Разработаны программы кадрового роста для сотрудников. Готовим и специалистов - сотрудничаем с ведущими вузами страны, реализуем совместные образовательные программы, чемпионаты, профориентационные мероприятия. Несколько лет компания совместно с ВлГУ и Президентской академией проводит обучающие курсы для студентов. В этом году вместе с Владимирским экономико-технологическим колледжем (ВЭТК) дали старт образовательной программе, которая поможет компании подготовить профессиональные кадры для своих производств. Это первая во нашей области программа по направлению "Технология продуктов питания животного происхождения".
Декабрь - традиционное время подведения итогов года. Чем он запомнится?
Татьяна Трифонова: В целом для нас год успешный. За первые девять месяцев 2024 года объем инвестиций составил более 3 миллиардов рублей. Совокупный объем продаж вырос на 3,4 процента и достиг 327 тысяч тонн готовой продукции.
Ключевым событием стало открытие нового производства - завода "Стародворские колбасы", производительность которого - 500 тонн готовой продукции в сутки. Это первый из двух проектов, предусмотренных нашей инвестиционной программой с суммарным объемом инвестиций в 26 миллиардов рублей. Второй завод мы планируем запускать зимой-весной 2025 года. Это позволит нарастить выпуск продукции в два раза.
Для производителей продуктов питания самое важное - обеспечить качество и безопасность продукции. Как вы справляетесь с этой задачей?
Татьяна Трифонова: Это вопрос не просто качества продукции, но и доверия со стороны потребителей. Мы уже почти 30 лет производим любимые россиянами продукты - колбасные изделия, сосиски, пельмени и многое другое. Ежегодно объемы производства растут. Важно, что сырье, которое используется для производства - от российских поставщиков.
На каждом производственном участке всех предприятий компании выстроена многоступенчатая система качества. Она постоянно развивается и совершенствуется, используются стандарты ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки. - Прим. ред.) и ГОСТ Р ИСО (российский аналог международной оценочной шкалы ISO. - Прим. ред.). Мы инвестируем в безопасность и современные технологии, в лабораторные исследования, развиваем компетенции сотрудников.
Уже на этапе проектирования новых площадок закладываем жесткие требования, отвечающие всем нормам пищевой безопасности. У нас есть собственная микробиологическая лаборатория. В 2024 году она получила аккредитацию в национальной системе Россаккредитация, которая подтверждает высокий уровень менеджмента и компетенций специалистов компании, их соответствие ведущим российским стандартам. В этой лаборатории проводится входной контроль безопасности сырья, контроль за санитарным состоянием объектов производственной среды, а также за безопасностью и качеством готовой продукции. В этом году мы расширили возможности и физико-химической лаборатории: теперь она контролирует качество не только мясного сырья, но и упаковочных материалов: пленок, оболочек, гофротары.
Как изменились за последние годы технологии производства продукции?
Татьяна Трифонова: Конечно, они не стоят на месте. Сегодня производство продуктов питания - это высокотехнологичный бизнес, связанный с эксплуатацией современного сложного оборудования. За последние года многое в отрасли действительно меняется - в лучшую сторону. Мы создали компанию, которая разрабатывает для нас собственное ПО. И еще одну - инжиниринговую, которая занимается разработкой и реализацией технических решений для предприятий с внедрением их в технологические процессы. Объем инвестиций в создание инжинирингового центра на первом этапе составит 187 миллионов рублей. Специально для него будет спроектировано новое помещение общей площадью более 7 тысяч квадратных метров. Эта новая структура станет научно-техническим центром, одновременно выполняя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И в первую очередь займется разработкой решений для деталей и узлов, на поставку которых действуют ограничения, с перспективой полной замены такого импортного оборудования на отечественные аналоги либо собственные разработки.
Как меняется спрос россиян на вашу продукцию?
Татьяна Трифонова: В целом он растет, но у разных категорий потребителей отличаются и запросы. Конечно, самый емкий сегмент - это колбаса и сосиски. Все мы любим бутерброды. На Новый год на каждом столе есть оливье, часто с колбасой или ветчиной. Летом одно из популярных блюд - окрошка. А сосиски позволяют быстро и удобно приготовить все это. В условиях высокой скорости нашей жизни возможность сократить время на приготовление еды очень важна. Молодежь предпочитает замороженные полностью готовые продукты. Они - среди наших хитов. Но мы производим не только "классические продукты", а регулярно запускаем и новые. Например, вывели линейку замороженных готовых продуктов на основе растительных альтернатив. Это продукты, которые по вкусу сопоставимы с мясом, но произведены из пшеницы, нута, гороха.
А поставляется ли ваша продукция на экспорт?
Татьяна Трифонова: Сейчас она представлена в 13 странах, прежде всего в странах СНГ. Но на этом мы не останавливаемся - активно развиваем сотрудничество со странами Ближнего Востока: Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами. В прошлом году начали отгрузки в Китай, ведем переговоры с компаниями Вьетнама, Сейшельских островов и других стран. Потребители по всему миру высоко ценят качество и безопасность продуктов питания, поэтому мы уверены, что и это направление будет развиваться.