Прокурор Восточного административного округа города Москвы разъясняет.
Федеральным законом от 30.09.2024 № 334-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" за прокуратурой Российской Федерации закреплены полномочия по осуществлению надзора за деятельностью органов публичной власти федеральных территорий. Законом прокуратура наделяется полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами публичной власти федеральных территорий. Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители и по их поручению другие прокуроры, а также прокурор субъекта РФ, города, района и приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры наделены правом присутствовать на заседаниях органов публичной власти федеральных территорий. Установлено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральных территорий. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в представительный орган федеральной территории, подлежит обязательному рассмотрению на его ближайшем заседании. Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ внесены изменения в статью 153 Трудового кодекса Российской Федерации. Дополнительный день отдыха за работу в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может быть использован в течение одного года со дня такой работы либо присоединен к отпуску, предоставляемому в указанный период Также установлен порядок оплаты работнику неиспользованных дополнительных дней отдыха в день увольнения. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. С 21.09.2024 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 № 1234 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336» (далее – Постановление № 1234), которое уточняет порядок проведения государственного и муниципального контроля (надзора). Согласно изменениям, проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно также с согласия органов прокуратуры при выявлении факта не направления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности. Согласование проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с органами прокуратуры не требуется при поступлении информации о возможном нарушении обязательных требований в области транспортной безопасности, создающих угрозу обороне страны и безопасности государства. В указанном случае внеплановая выездная проверка и внеплановый рейдовый осмотр проводятся с извещением об этом (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля. Также предусмотрены особенности проведения отдельных мероприятий в период до 2030 года. В рамках федерального государственного пожарного надзора при проведении рейдового осмотра на объектах, деятельность на которых осуществляют несколько контролируемых лиц, срок взаимодействия с одним контролируемым лицом может превышать один рабочий день, но составлять не более 10 рабочих дней. До 2030 года, если в ходе контрольной закупки в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, выявлены нарушения обязательных требований, инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки. В отношении проведения таких проверок не требуется принятие решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о данной проверке вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение 5 рабочих дней с момента начала соответствующей проверки. Кроме того, до 2030 года при осуществлении контроля (надзора) за применением контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учёта выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, срок проведения контрольной закупки в рамках осуществления указанного вида контроля (надзора) может быть увеличен до 25 рабочих дней. Объявление контролируемому лицу о проведении контрольной закупки происходит в течение 2 рабочих дней со дня завершения срока проведения контрольной закупки. За уклонение от прохождения военной службы предусмотрена уголовная ответственность. В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену её альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях. За уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена уголовная ответственность по ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыву подлежат граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. На законодательном уровне принято решение об увеличении возраста призыва до 30 лет после 01.01.2024. Уклонение от призыва на военную службу – это неявка по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин либо к месту сбора для отправки в воинскую часть (причинение себе телесного повреждения, симуляция болезни, неявка на медицинское освидетельствование, отказ от получения повестки военного комиссариата, предоставление подложных документов для освобождения от призыва и др.). Указанные действия образуют состав преступления, предусмотренного ч.1 ст. 328 УК РФ, и влекут наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет. Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а также в иных установленных законом случаях, то человек имеет право на замену ее альтернативной гражданской службы. Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, может осуществляться индивидуально или в составе групп или формирований в организациях, подведомственных федеральным органом исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, а также в организациях вооруженных сил РФ. Уклонением в этом случае является неявка к месту прохождения указанной службы без уважительных причин или оставление места службы. За уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 328 УК РФ в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо ареста на срок до 6 месяцев. Указанное преступление относится к категории небольшой тяжести, поэтому практика назначения уголовного наказания, как правило, ограничивается штрафом. Назначение такого наказания однозначно влечет за собою негативные правовые последствия в виде судимости. В случае погашения (снятия) судимости, гражданин вновь подлежит призыву на военную или альтернативную гражданскую службу. Административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере противодействия коррупции. В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением. За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав. В силу пункта 5 примечания к статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство. Для освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, а не каких-либо отдельных действий. Положениями статьи 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушения требований законодательства при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих. В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования к форме уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско- правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено статьей 19.29 КоАП РФ. Санкцией статьи для юридического лица предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет 6 лет. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. При проведении проверок в указанной сфере прокурорами выявляются нарушения, связанные с фактами: выполнения государственного контракта аффилированными лицами заказчика; осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе; необоснованного завышения цен на приобретаемые товары (работы и услуги); оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией; участия в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа. Существует нескольких основных способов злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов. Первый способ – систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц, то есть аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности. Второй способ – ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем. Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере государственных закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, и иные нарушения антимонопольных требований в ходе организации торгов, а также предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов. Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена статьями 200.4 (злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд), 205.5 (подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг), 304 (провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ (мошенничество). Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение Согласно ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Глава 17.1 Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места» содержит норму о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение. В соответствии со ст. 287.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. В случае не устранения указанных нарушений после предупреждения суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения. При этом применение к собственнику помещения вышеуказанной гражданско- правовой ответственности является исключительной мерой. Освобождение от наказания в связи с прохождением военной службы в период мобилизации, военного положения или в военное время. Статьями 78.1 УК РФ и 28.2 УПК РФ предусмотрен механизм освобождения от уголовной ответственности, наказания и механизм погашения судимости для мобилизованных и контрактников. Исключением является – совершение следующих преступлений (против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4, ч. 5 ст. 132, ч. 3 — 6 ст. 134 или ч. 3 — 5 ст. 135 УК РФ, либо хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189, 200.1, 205 — 205.5, 206, 208 — 211, п. «б» ч. 2 ст. 215.4, ст. 217.1, 220, 221, 226.1, 229.1, 274.1, 275, 275.1, 276 — 280.2, 280.4, 281 — 281.3, 282.1 — 282.3, 283 — 283.2, 284, ч. 2 ст. 322.1, ст. 355, 359 — 361 УК РФ). Предварительное следствие в отношении подозреваемых (обвиняемых) приостанавливается на основании ходатайства командования воинской части (учреждения). Мобилизованный (контрактник) освобождается от уголовной ответственности (уголовное преследование прекращается), наказания, судимость в отношении него погашается со дня: награждения государственной наградой, полученной в период военной службы; увольнения с военной службы по отдельным основаниям. Подозреваемый (обвиняемый) может отказаться от прекращения уголовного преследования. В таком случае производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.