До 10% объема рынка автокредитования может перейти в автолизинг
В следующие два года часть объема рынка автокредитования может перейти в сегмент автолизинга на фоне ужесточения регулирования кредитования физлиц ЦБ, в том числе и в залоговых сегментах, пишет «Коммерсантъ». Национальное рейтинговое агентство (НРА) оценивает переток в размере 3–5% от объема нового бизнеса. По оценке гендиректора финтех-компании «Баланс-Платформа» Евгения Сеньковского, в 2025–2026 гг. речь может идти о 10% рынка.
Выдачи автокредитов снижаются с октября 2024 года. Так, по данным Frank RG , в ноябре 2024 года объем выдачи составил 115,5 млрд рублей, что на 31% ниже, чем в предыдущем месяце, и на 22% ниже, чем годом ранее. Рынок лизинга уже по итогам девяти месяцев 2024 года не показывал роста. Причем впервые с 2019 года снижение показал сегмент автолизинга, традиционно бывший драйвером рынка.
На этом фоне участники этого рынка, зачастую банковские группы, имеющие в своем портфеле и автокредитование, и лизинг , заинтересованы в оптимизации работы обоих сегментов. «Это позволит им сохранить рискованного клиента в периметре группы на минимально рискованных для банка условиях: по лизингу нет необходимости соблюдать установленные Банком России макропруденциальные лимиты, формировать резервы, рассчитывать долговую нагрузку заемщика», — поясняет Сеньковский.
Для некоторых категорий клиентов — ИП, самозанятых — оформить лизинг намного проще в текущих регуляторных условиях, чем кредит, отмечает директор группы по обслуживанию компаний автомобильной промышленности ДРТ Александр Васильев. Но пока что речь идет о ситуациях, когда кредит привлечь просто невозможно, а автомобиль необходим, например, для ведения бизнеса, признают эксперты. Тем более что пока лизинг менее выгодный и понятный продукт для физлиц.
Лизинг им будет обходиться дороже как минимум на 20%, так как возникает налог на добавочную стоимость (НДС), который лизинговые компании должны начислять и уплачивать в бюджет. Также лизинговый платеж физлица не смогут отнести на расходы и оптимизировать свое налогообложение, в отличие от юрлиц и ИП, уплачивающих НДС, поясняет глава совета директоров компании «МСБ-Лизинг» Юрий Колесников.
Другая сложность — нежелание дилеров продавать физлицам что-либо с применением инструментов лизинга. Как поясняет гендиректор «Флит Автолизинг» Алексей Смирнов, «с автокредитования дилеры зарабатывают в несколько раз больше, чем с лизинга».