Государство взяло курс на легализацию рынка грузоперевозок

Директор представительства международной Биржи грузоперевозок в КР Эмирлан Бейилбаев рассказал "РГ" о том, какую роль в развитии рынка грузоперевозок в Кыргызстане играет цифровизация.

Государство взяло курс на легализацию рынка грузоперевозок
© Российская Газета

Основным итогом 2024 года в логистической отрасли можно назвать курс государства на легализацию рынка грузоперевозок. Отмена патентов на многие виды деятельности, введение обязательного страхования ответственности перевозчиков, повышение государственного контроля над финансовыми операциями деловых кругов - все эти меры направлены на вывод из тени значительной части экономики. Экспедиторские компании и перевозчики приспосабливаются к новым условиям работы. И это, чаще всего, требует перехода к более прозрачным бизнес-процессам.

Данный тренд легко объясним. Кыргызстан, как и вся Центральная Азия, становится "перепутьем всех дорог". Через регион проходят товаропотоки между Китаем и Европой, и их объемы растут. Идеи взаимосвязи стран на уровне ЕАЭС обсуждаются все активнее. Увеличиваются объемы международной торговли. За девять месяцев 2024 года внешний товарооборот КР вырос на 8,4 процента в целом и на треть с крупнейшими торговыми партнерами - Россией и Китаем. Все это требует включения республики в глобальные международные цепочки, что невозможно в условиях теневого бизнеса.

При этом развитие логистики в Кыргызстане становится стратегической задачей. Президент КР Садыр Жапаров, выступая на 10-м Всемирном правительственном саммите в Дубае (ОАЭ), сказал, что новая экономическая политика республики опирается на энергетику, горнодобывающую и транспортно-транзитную отрасли.

Несомненно, важную роль во всех этих трансформациях играет цифровизация. Это способ не только ускорить и упростить процессы, но и обеспечить прозрачность операций. Драйвером цифровизации в логистике становится государство. Как правило, госпроекты касаются сферы международных грузоперевозок.

В качестве примера можно привести внедрение системы электронных разрешений для международных грузоперевозок E-permit. Она уже работает в Узбекистане, Турции, Казахстане. Сейчас эта система внедряется в Кыргызстане, Таджикистане и Азербайджане, что значительно упростит и ускорит транспортное сообщение.

Продолжается и процесс цифровизации таможенных процедур. Так, в 2024 году были запущены автоматизированная информационная система (АИС) "Санарип Тамга" и блок "Регистрация" национальной цифровой платформы "Смарт Бажы". "Санарип Тамга" - цифровая платформа, которая позволяет получать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, прибывающих из-за границы. Функция "Регистрация" на национальной цифровой платформе "Смарт Бажы" упрощает регистрацию товаров и всех транспортных средств, проезжающих через пункты пропуска.

Уровень цифровизации внутренних перевозок пока ниже. Это связано с тем, что он в большей степени зависит от инициатив бизнеса -от того, насколько компании готовы автоматизировать свои процессы. С учетом курса государства на прозрачность можно прогнозировать, что спрос на автоматизацию в логистике будет расти. Легализация деятельности с полной фискализацией подтолкнет компании оптимизировать процессы, а основным инструментом для этого и является автоматизация.

Однако у большинства "традиционных" экспедиторов и тем более перевозчиков нет возможности инвестировать в разработку и внедрение сложных IT-систем. Их главная задача - качественно выполнять свою работу и получать прибыль. Тем не менее сейчас у каждого из них есть возможность внедрять цифровые технологии для повышения эффективности бизнес-процессов с малыми затратами.

Стоит выделить несколько направлений автоматизации бизнеса, которые будут наиболее актуальны для участников рынка грузоперевозок в 2025 году. Для этого можно использовать специализированные цифровые платформы. Они помогают находить грузы и исполнителей, проверять контрагентов, договариваться об условиях перевозки, отслеживать ее статус, обмениваться документами. И вот на какие сервисы цифровых платформ стоит обратить внимание.

Поиск груза - ключевая функция для экспедиторов и перевозчиков. Можно выбрать подходящее направление и тип груза, сравнить цены, спланировать цепочку перемещений транспорта.

Поиск новых перевозчиков и постоянное расширение базы надежных партнеров могут стать непростой задачей для сотрудников или грузовладельца. Гораздо легче и продуктивнее реализовать поиск в рамках единой платформы, где уже собраны необходимые данные и имеются инструменты для настройки поисковых параметров.

Безопасность и проверка надежности контрагентов крайне актуальны, так как случаи мошенничества и краж все еще имеют место. Следует проверять как перевозчиков, так и грузовладельцев. Все участники цифровой платформы имеют паспорт, который содержит актуальную информацию и контакты, а также рейтинг. Пользователи, к которым предъявляли обоснованные претензии другие участники, будут находиться в "красной зоне". Надежные партнеры с положительными отзывами - в зеленой.

Мониторинг процесса перевозки также важен для обеспечения безопасности. Системы GPS-трекинга и мобильные приложения для водителей позволяют отслеживать перемещение груза и рассчитывать сроки доставки. Такие системы также обеспечивают мобильный документооборот и прозрачность всего логистического процесса для всех его участников.

Генерация отчетов и аналитика - это возможность использовать структурированные данные, накопленные компанией, для анализа производительности процессов, выявления узких мест, а также для прогнозирования и оптимизации.

Логистическая платформа - это единое цифровое пространство, которое объединяет всех участников процесса перевозки: грузоотправителей, экспедиторов, перевозчиков, водителей. Еще одно ее преимущество - информация вводится в систему один раз на любом этапе цепочки и распространяется на все взаимосвязанные процессы. Так достигается прозрачность бизнеса, а вместе с ней снижение трудозатрат на рутинные операции, ускорение всех процессов, снижение риска встречи с недобросовестными контрагентами.