Авиакомпании обязали обосновать цены на билеты

В прошлом году средняя цена авиабилета по России увеличилась на 900 рублей и составила 9,3 тыс. рублей. Повысить доступность авиаперевозок могут прозрачные ценовые политики авиакомпаний, а также пополнение парков новыми воздушными судами. К такому выводу пришли участники круглого стола, прошедшего в Совете Федерации.

Авиакомпании обязали обосновать цены на билеты
© Российская Газета

Средний показатель кресельной загрузки российских авиакомпаний в 2024 году составил 89,3 процента, что на 1,7 процента выше уровня предыдущего года, сообщила директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Вероника Ходырева.

Такая загрузка, по ее словам, свидетельствует о повышенном спросе на перевозки. Общий пассажиропоток по итогам года вырос на 5,8 процентов, до 111,6 млн человек, при росте внутреннего трафика на 2 процента, а зарубежного - на 20 процентов. При этом, действующий флот российских авиакомпаний ограничен. "На начало марта 2022 года пассажирский флот российских авиакомпаний насчитывал 1163 воздушных судна, на текущий момент он составляет 1138", - подчеркнула она.

Стоимость авиабилетов контролирует Минтранс совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Рост цен, по словам Ходыревой, обоснован объективными факторами: сокращением объемов субсидирования отрасли, увеличением спроса на авиаперевозки и глубины бронирования, а также повышением расходов на обслуживание самолетов из-за введенных санкций. "В целях повышения предложения по авиаперевозкам и, как следствие, снижения стоимости билетов мы в первую очередь рассчитываем на поставки отечественной техники. Мониторинг стоимости билетов, безусловно, будет продолжен", - заверила представитель Минтранса.

Она также сообщила, что все российские авиакомпании должны сформировать к сентябрю свои коммерческие политики, в которых будут изложены принципы ценообразования на билеты. Начальник управления регулирования транспорта ФАС Адиля Вяселева добавила, что в этих документах должно быть указано, как формируется начальная цена на маршруте, каковы правила отклонения от этой цены.

Ведомство уже изучило коммерческие политики "Аэрофлота" и S7. В них, в частности, заявлено, что доля продаж авиабилетов ниже экономически обоснованного тарифа составит не менее 60 процентов, а доля авиабилетов, продаваемых по максимальному тарифу, - меньше 2,5 процента. Также каждая из авиакомпаний указала свои льготные программы, не связанные ни с субсидируемыми полетами, ни с какими-то иными мерами господдержки. Всего в работе ФАС сейчас находятся проекты 15 авиакомпаний, служба их изучит и направит свои замечания, чтобы перевозчики смогли их к сентябрю принять.

"Утвержденные коммерческие политики позволят эффективнее оценивать, насколько тарифы являются экономически обоснованными", - подчеркнула Вяселева. При этом она добавила, что, судя по финансовым показателям, авиакомпании работают с прибылью. По итогам отчетности за 9 месяцев прошлого года их рентабельность составила 10-15 процентов.

Гендиректор центра стратегических разработок на транспорте Антон Корень считает, что авиакомпаниям стоило бы также предусмотреть в своих коммерческих политиках создание определенного количества свободных мест на рейсах для пассажиров, летящих по экстренным поводам. При этом он отметил, что кардинально повлиять на ситуацию могло бы ускорение выпуска отечественных судов и пополнение ими парков авиакомпаний. "Исключим дефицит провозных емкостей и, как результат, повысится конкуренция, авиаперелеты будут доступнее как по цене, так и в части доступных мест", - уверен он.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын тоже отметил, что в условиях дефицита судов рынок сегментируется, и очень часто в регионах одно направление обслуживает только одна авиакомпания, что нельзя назвать конкурентным рынком. "Мы не предлагаем регулировать цены на авиабилеты, мы выступаем за то, чтобы ценообразование было прозрачным, особенно там, где перелеты фактически монопольно выполняются. Чтобы антимонопольная служба, генеральная прокуратура могли проверить, что компания здесь не получает монопольно высокую прибыль", - подчеркнул сенатор.