РФ не отказывается от планов развивать производство сжиженного природного газа

Исключение из перечня инициатив социально-экономического развития России до 2030 года пункта "Прорыв на рынки СПГ" не означает отказа от расширения производства сжиженного природного газа (СПГ) в нашей стране. Формально причины исключения технические, чтобы не плодить сущности без надобности. Как пояснили "РГ" в минпромторге, ведомство инициировало исключение инициативы ввиду разработки нацпроекта "Новые атомные и энергетические технологии" (запущен с 2025 года), включающего в себя в том числе федеральный проект "Оборудование для производства СПГ".

РФ не отказывается от планов развивать производство сжиженного природного газа
© Российская Газета

Истинные причины пертурбации едва ли будут озвучены, но можно допустить, что они связаны с санкциями, которые затронули почти все действующие, строящиеся и перспективные проекты по производству СПГ в нашей стране. Говорить о завоевании экспортных рынков российским СПГ сейчас немного самонадеянно. Даже не из-за прямых санкций против российских проектов, а из-за нехватки транспорта - танкеров-газовозов высшего ледового класса для поставок готового продукта на рынки сбыта.

Санкции затронули почти все действующие, строящиеся и перспективные проекты по производству сжиженного природного газа в России

Официально о корректировке планов по объемам производства и экспорта СПГ заявлено не было. К 2030 году в стране должно выпускаться до 100 млн тонн СПГ. В прошлом году было произведено приблизительно 34 млн тонн СПГ, из которых 33,6 млн тонн было отправлено на экспорт. Ранее ожидалось, что в 2024 году производство превысит 40 млн тонн. Произошедшее отставание от планов здесь легко объяснимо. К 2025 году должны были заработать две линии завода "Арктик СПГ-2", каждая мощностью по 6,6 млн тонн в год. Но в конце 2023 года США внесли проект в санкционный список. В результате запущена оказалась только одна линия. Но не потому, что вторую не можем построить, а по причине отсутствия судов для транспортировки СПГ. Официально СПГ не вывозится и с первой линии завода. Заказанные в Южной Корее газовозы из-за санкций США так и не были переданы российскому проекту. Но стратегически дело не только в газовозах.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если говорить о долгосрочных перспективах СПГ-отрасли в России, то создание собственных компетенций по всей цепочке производства и обслуживания оборудования, включая средства доставки, - стратегическая задача.

В отношении "Арктик СПГ-2" эксперт уточняет, что на судьбе проекта также сказался дефицит покупателей, готовых идти на покупку СПГ с подсанкционного завода.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, основная надежда у российских газовых компаний в том, что Китай и, возможно, ряд других дружественных стран согласятся покупать подсанкционный СПГ со скидкой. Уже в этом году ожидается завершение строительства первых российских газовозов ледового класса, что теоретически позволяет начать поставки с первой линии "Арктик СПГ-2", если найдутся покупатели, уточняет эксперт.

То есть от планов экспансии нашего СПГ на внешние рынки мы не отказываемся, но главная задача сейчас в том, чтобы обеспечить средства, которыми эту экспансию проводить. Как уточняет Гривач, сейчас стоит цель реализовать уже заявленные СПГ-проекты в условиях внешних ограничений. А обходить существующие санкции на рынке СПГ сложнее, чем на нефтяном, где мы уже поднаторели в этом вопросе.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, в сфере СПГ меньше и владельцев соответствующих технологий, и просто газовозов. Поэтому сформировать "серый флот" подобно тому, как это сделано в нефтяной сфере, будет непросто. Хотя в СМИ уже появлялась информация о швартовке в районе Ямала "неопознанных" газовозов. Поэтому в идеале надо рассчитывать на создание собственного флота, что займет в лучшем случае 5-10 лет. К тому времени конкуренция на глобальном СПГ-рынке обострится, что затруднит нашим проектам выход на него, считает Андрианов.

Но помимо экспортных перспектив СПГ есть еще внутренний спрос, пока небольшой. Здесь у СПГ есть хороший потенциал как газомоторного топлива, отмечает Гривач. К сожалению, правительство и ответственные регуляторы действуют в этой сфере, мягко говоря, непоследовательно и нерешительно. У нас до сих пор нет внятной программы развития в этой сфере, сетует эксперт.

Более сдержан в отношении внутреннего спроса Андрианов. Он считает, что это локальные истории, связанные с поставкой СПГ для нужд коммунального хозяйства в отдаленных регионах и переводом транспорта на газомоторное топливо. Для насыщения такого спроса не надо реализовывать громадные проекты в арктических регионах, достаточно разместить небольшие установки возле существующей инфраструктуры.