ФАС раскрыла схему завышения цен продавцов наушников на маркетплейсах
Федеральная антимонопольная служба раскрыла картель продавцов наушников на маркетплейсах, которые заключили соглашение для поддержания цен. По информации ведомства, преступная схема работала два года. 27 продавцов объединились, чтобы манипулировать рынком наушников на маркетплейсах. Они писали негативные отзывы на конкурентов и заказывали их товары в отдаленные регионы без выкупа. После таких скоординированных атак участники сговора синхронно поднимали цены на наушники. Кого из конкурентов следует топить следующим и насколько поднимать цену на товар, они обсуждали в общем чате. А чтобы никто не запутался, все действия скрупулезно вносились в электронную таблицу.
Такие сговоры — явление нередкое для маркетплейсов. От схожих атак пострадал продавец на Ozon Владислав. Правда, он торгует не наушниками, а средствами личной гигиены. По его словам, год назад он получил предложение поучаствовать в сговоре и поднять цены. Владислав отказался, после чего подвергся схожей атаке:
«Заказ уходил в основном в Хабаровск. Получается, заказывают мой товар, а он в основном на складах в Москве и Санкт-Петербурге, где-то неделю занимает логистика, две недели товар лежит в ПВЗ, его, естественно, никто не забирает — три недели я уже теряю. Плюс я плачу за логистику, за хранение могу платить, если не вывезти товар, — его могут утилизировать. На полтора-два месяца выбываешь с финансовыми потерями».
Владислав говорит, что писал в поддержку маркетплейса, но ему отвечали, что никаких нарушений не видят. Борьба со сговорами идет, но после наложенных ФАС штрафов нечестные на руку предприниматели открывают новый ИП. И все повторяется.
Повлиять на ситуацию могли бы сами маркетплейсы, считает старший юрист коллегии адвокатов Delcredere Мария Меркулова:
Мария Меркулова старший юрист коллегии адвокатов Delcredere «Сейчас утверждены добросовестные практики Ассоциации корпоративных юристов России совместно с ФАС — у маркетплейсов появилась возможность выставлять красные флажки на товары, если они понимают, что цены слишком заниженные или слишком завышенные, возможность отслеживать действия продавцов, если понимают, что действия продавца отличаются от ожидаемого поведения. Поэтому и на маркетплейсе лежит эта обязанность. Наверное, от маркетплейса должно исходить желание контролировать то, что происходит на площадке. ФАС в ежедневном режиме же не мониторит, что происходит на маркетплейсах, поэтому, возможно, антимонопольный орган даже не осознает наличия этой проблемы. Штрафы приходят должностным лицам и юридическим лицам, они рассчитываются в процентах от размера выручки нарушителя: от 3% до 15%. Берут весь товар, который реализован потенциально с нарушением, и считается от него процентаж».
Что касается сговора торговцев наушниками, то 26 из них заплатят штрафы. А один из них и вовсе может быть освобожден от ответственности, так как дал признательные показания.
Участники рынка шепчутся, что этот громкий кейс может иметь обратный эффект. Ведь подобный сговор позволяет нечестным торговцам при небольшом риске годами получать сверхприбыль, в то время как эффективное средство борьбы с такими схемами пока еще только разрабатывается.