ФОСТ предложило невозвратный сервисный сбор для покупателей
МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Автономная некоммерческая организация по защите прав участников электронной коммерции "Федеральное общество сетевой торговли" (ФОСТ, представляет интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов) предлагает участникам рынка меры по ограничению бесконтрольных заказов на маркетплейсах и возвратов товаров - например, ввести невозвратный сервисный сбор или минимальную стоимость заказа. Соответствующее письмо было направлено в адрес Wildberries, Ozon, "Мегамаркета" и Lamoda. ТАСС ознакомился с его копией.
"Обращаемся к вам с просьбой оказать содействие воспитанию осознанного потребления и рассмотреть возможность ввести дополнительные меры по ограничению бесконтрольных заказов и возвратов товаров потребителями. Эффективными шагами в этом направлении могут стать введение невозвратного сервисного сбора по аналогии с авиабилетами, туристическим сбором или оплатой услуг, внедрение минимальной стоимости заказа или практика платных возвратов, а также рейтинга покупателей маркетплейсов", - говорится в письме.
ФОСТ в своем обращении указывает, что в январе 2025 года многие сотрудники пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и предприниматели сообщали об участившихся случаях возвратов товаров надлежащего качества с новогодней тематикой. Кроме того, в течение месяца после новогодних праздников подобное повторялось и с другими категориями товаров.
"По данным экспертов Федерального общества сетевой торговли, до 10% заказов возвращаются потребителями, при этом расходы на логистику ложатся на плечи продавца. То есть из-за бесплатного возврата значимая доля заказов катается со складов в ПВЗ и обратно, из-за чего предприниматели терпят убытки", - добавляет организация.
Об отношении маркетплейсов к предложениям
В пресс-службе Ozon сообщили ТАСС, что в компании не видят существенного роста возвратов и не планируют вводить предложенный организацией сбор.
"Если говорить конкретно о новогодних принадлежностях, в январе 2025 года доля их возвратов на Ozon и вовсе сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Случаи недобросовестных возвратов носят единичный характер и, как правило, пресекаются на одном из этапов возврата. Мы разбираемся с ними в индивидуальном порядке", - отметили в пресс-службе маркетплейса.
В Lamoda отказались от комментария из-за отсутствия информации об обращении организации
В объединенной компании Wildberries и Russ сообщили ТАСС, что ознакомились с письмом ФОСТ. "Остаемся на прежней позиции - такие случаи (недобросовестного поведения потребителей - прим. ТАСС) не носят массового характера. При этом мы видим обращения продавцов и владельцев ПВЗ, связанные с отдельными случаями роста необоснованного возврата товаров, которые влекут за собой издержки со стороны партнеров. Маркетплейс внимательно относится к взаимодействию между сторонами платформенного бизнеса и стремится анализировать причины возвратов товаров", - сказали в пресс-службе Wildberries и Russ.
В объединенной компании указали, что Wildberries постоянно совершенствует бизнес-процессы, чтобы поддерживать высокий уровень удовлетворенности всех участников платформы, соблюдать баланс интересов каждой из ее сторон и свести к абсолютному минимуму возможность совершения недобросовестных действий любой из них. Компания считает введение рейтинга покупателей избыточным шагом и не планирует этой меры.
"Вместе с тем мы внимательно изучим иные предложенные меры и их практику применения в других отраслях экономики (например, сервисного сбора в отраслях транспорта и туризма) и не исключаем вероятности корректировки бизнес-процессов платформы с целью сведения к минимуму возможности совершения недобросовестных действий со стороны покупателей в адрес продавцов маркетплейса", - добавили в пресс-службе.
О возвратах новогодних товаров
Ранее аналитики IT-компании АТОЛ (разработчик технологий для обмена товарами и услугами, один из ведущих операторов онлайн-касс в России) проанализировали возвраты товаров с ноября 2024 года по январь 2025 года. Исследование проводилось на основе обезличенных данных продаж "АТОЛ Онлайн" по 10,8 млн чеков.
По данным исследования, с которым ознакомился ТАСС, 7% новогодних товаров, купленных онлайн, были возвращены продавцам. Чаще всего россияне отказывались от карнавальных костюмов: покупатели вернули каждый восьмой (13%) приобретенный товар в категории.
Кроме того, продавцы получили обратно 9% от общего объема покупок новогодних шаров, 8% искусственных елок и 6% гирлянд.