"Строительство сейчас просело, но спорт и медицина дадут заработать"

Можно ли сейчас в России начинать свой бизнес? Одни предприниматели стонут от налогового пресса, другие жалуются на нерешаемую проблему с кадрами, третьи сетуют на особенности конкуренции в России. И почти все говорят про слишком дорогие кредиты.

"Строительство сейчас просело, но спорт и медицина дадут заработать"
© Свободная пресса

«СП» приводила мнения уральских предпринимателей о том, как сейчас трудно что-либо планировать всерьез и надолго.

Гранты отвлекают от бизнеса

Однако есть и другое мнение. Алексей Усков, директор по развитию одной из компаний в сфере интернет-технологий, ответил на вопросы «Свободной Прессы».

«СП»: Приходилось встречать мнения «пионеров» уральского бизнеса, что в отличие от периода начала реформ сейчас мало незанятых рыночных ниш. Поэтому начинать свой бизнес очень тяжело.

- Искать рыночную нишу надо на основе имеющихся компетенций. Наша компания работает в высокотехнологичной сфере. Я всю жизнь занимаюсь микроэлектроникой, получил соответствующее образование в ЮУрГУ. На основе этих компетенций и строил бизнес. В нашей отрасли не стоит вопрос поиска ниш. Ищем более высокомаржинальные.

«СП»: Какие первые шаги стоит делать начинающему предпринимателю, где искать господдержку (если это имеет смысл)?

- Молодым людям не советую сразу после вуза идти в бизнес. Сначала надо поработать в найме, осмотреться. Я сам некоторое время работал по найму. Понял, что не хватает управленческих навыков. Получил второе образование.

Когда пришло время начинать бизнес, мы не стали искать сразу финансирование, как делают многие. Мы решили, что деньги должны быть не халявные, а заработанные. Второй задачей было найти наставника. Помогли в центре «Сколково». Мы пришли туда на стадии идеи. И за 1,5 года смогли с помощью наставника развить стартап.

«СП»: В каких отраслях логичнее развиваться молодому бизнесу в Челябинской области?

- У нас регион металлургический. Но крупные предприятия нуждаются в сервисных услугах, которые выносят вовне. Это одно из возможных направлений. Кроме того, Челябинская область - крупный приборостроительный центр, мы конкурентоспособны, если сравнивать с Татарстаном и Новосибирской областью. Приборостроительные компании работают в секторе b2b. Есть у нас, правда, перекос с развитием сферы IT. В результате возник острый дефицит инженеров-электронщиков, которым работодатели платят зарплаты от 100 тысяч рублей и выше.

«СП»: Как правильно рассчитать построение и развитие нового бизнеса?

- Нужна сбалансированная команда. Это важное условие. Если говорить о деньгах, на основе опыта нашей компании могу сказать, что менторская поддержка важнее финансирования. Более того, финансирование на ранних стадиях иногда и не нужно. Некоторые гонятся за грантами. Кто-то их получает.

Дальше начинают осваивать гранты и погружаются в большую отчетность. В результате меньше думают о бизнесе, поскольку фокус смещается. В результате 1,5-2 года развития потеряны. Мы пользовались грантами тогда, когда состоялись как компания. Чаще, если нужны деньги, выбираем путь идти в рынок.

«СП»: Но сейчас кредиты очень дорогие.

- Да, это так. Процентная ставка по кредитам сейчас очень высокая.

«СП»: Тогда где брать деньги? Хотя бы на те же оборотные средства.

- Все индивидуально. Иногда можно привлечь инвестора. Но я за рынок, там деньги дешевле. Кроме того, если бизнес не может взять деньги на рынке, кредит его не спасет. В том числе по оборотным средствам.

«СП»: Как негативные тенденции сказываются на бизнесе? Кто-то сильно сокращается в объемах.

- Мы работаем в сфере технологий «интернета вещей». Сфера строительства проседает. Поэтому надо искать межотраслевые коллаборации. То, что недополучаем в строительстве, компенсируем проектами для медицины и спорта. Эти сферы на подъеме. Еще можно думать об экспорте. Казахстан - наш сосед. Есть другие страны СНГ.

«СП»: Многие предприниматели говорят, что все плохо. но знаю людей, уверенных: не зарабатывает тот, кто не готов много работать и не хочет думать.

- Я оптимистично смотрю на происходящее. Возможности есть и в сегодняшних условиях. Надо их правильно использовать. Но уточню, у нас же не крупный бизнес. Мы можем быстрее внедрить изменения, которые диктует текущая ситуация. Крупным предприятиям сложнее.

Новичку трудно пробиться

Челябинский разработчик сайтов в интернете Данил Девятов неожиданно для многих решил заняться производством сыра. Создали свою марку.

«СП»: Как вообще пришла идея сыроварения?

- Я работаю в сфере услуг. Но давно хотел сделать производство. Когда был в поездке по Чехии, заметил, что в каждой деревне есть небольшие производства, в том числе сыроварни. Вместе со знакомыми объединили возможности и купили за 1,2 млн руб оборудование. Нашли подходящее для такого производства помещение в Тракторозаводском районе Челябинска, получили необходимые сертификаты. Начали производить.

«СП»: Все так легко получилось?

- Если бы... Сразу столкнулись с нюансами. Помимо того, что деньги тратим на аренду помещения, электроэнергию, закупку молока, закваску, ферменты, рабочую силу, надо еще нести издержки в связи с системами «Меркурий» и «Честный знак». Это для крупных производителей небольшие издержки. А для нас существенные. Мы начали с мелких объемов. Сейчас уже лучше, но пока не вышли на окупаемость.

«СП»: Это минус, что такие системы контроля есть?

- С одной стороны, это плюс. У производителей, где молоко закупаем, тоже есть сертификат «Меркурия». Это гарантия качества. Но с другой стороны, серьезные издержки выходят для небольших производителей.

«СП»: Сколько стоит «Честный знак»?

- Каждая этикетка 60 копеек. А нам надо, предположим, для магазинов изготовить 100 упаковок сыра разного веса. Вот и считайте.

«СП»: Налоги большие платите?

- С налогами как раз хорошо. По закону Челябинской области платим всего 1% с оборота. Еще бы государство помогло с тарифами на электроэнергию. Мы же платим коммерческий тариф - 10 рублей за киловатт. Многие мелкие сыровары вообще не заморачиваются. И делают сыр дома. Соответственно, платят за электроэнергию в разы дешевле нас. И на системы «Меркурий» и «Честный знак» не тратятся.

«СП»: Тяжело конкурировать с ними?

- У тех, кто работает подпольно, затраты сильно ниже. С ними трудно конкурировать. Посмотрел я состав этих сыров. Там и ГМО, и чего только нет. Да, они стоят дешевле нашего натурального продукта. Но мы же даем качество. Проблема в том, что нас пока мало знают.

«СП»: А у производителей, которых в магазинах знают лучше, цены такие же, как у вас?

- У известных производителей цены намного выше. Но они известные. Я-то думал, что магазины сразу будут большие объемы сыра покупать. Говорю же, делаем натуральный продукт. Но вышло не так. Берут понемногу. И еще могут продавать по две недели.

«СП»: Сколько надо продавать в месяц сыра, чтобы выйти на текущую окупаемость?

- По нашим подсчетам надо продавать 500 килограммов сыра в месяц. А для этого потребуется переработать почти пять тонн молока.

Конечно, надеемся постепенно выйти на такой объем. Тем более что мы начали не только в магазины поставлять, но и продавать через интернет.

Хотели выйти на челябинские ярмарки, где должны поддерживать местного производителя. Но нам говорят, что у них уже все места заполнены. Знаю, что там много производителей из других регионов. Нелогично.

«СП»: Молоко закупаете у местных производителей?

- Да, я рад, что такие фермеры есть.

«СП»: Психологически сложно заниматься небольшим производством?

- Если честно, да. У меня по основному бизнесу бывают заказы по миллиону рублей. А тут приходится ради сыра на 4 тысячи рублей везти его самому в какой-то магазин на Северо-Запад. Затраты на бензин уж не считаю. Но раз уж взялся, делаю.

Ранее «СП» рассказывала, как непросто выживают южноуральские фермеры.