Росреестр готовит портал для туристов, студентов и безработных
Единый Геопортал стран СНГ планируется запустить уже в этом году. С его помощью можно будет искать в странах Содружества работу, жилье, прокладывать туристические маршруты или выбирать место учебы. Данные предполагается брать из открытых источников, ведомственных порталов и у коммерческих операторов.
Недавно соглашение об обмене пространственными данными подписали Росреестр и Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь. Позже к проекту поэтапно будут подключаться другие страны СНГ (межгосударственную программу сотрудничества в этой сфере подписали также Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан). "Необходимо на системной основе организовать сбор и обмен пространственными данными для наполнения портала и обеспечения работы сервисов для жителей наших стран, и союзного государства", - отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский на подписании соглашения с Беларусью.
Геопортал инфраструктуры пространственных данных государств - участников СНГ (Геопортал ИПД СНГ) создаётся с использованием опыта разработки и технологических решений российской платформы "Национальная система пространственных данных". Наполнить Геопортал СНГ данными, запустить пользовательские сервисы и ввести его в эксплуатацию предполагается в нынешнем году. Получить информацию можно будет, зайдя на интернет-портал СНГ e-cis.info.
В рамках первой очереди будут запущены четыре пользовательских трансграничных сценария: "Я-турист", "Я-студент", "Я-работник" и "Я-инвестор".
Как пояснили в Росреестре, сервис "Я - турист" позволит выбрать маршрут с учетом важных для пользователя объектов, локаций, сохранить "проработанные" маршруты в истории и получить краткую информацию о выбранном объекте. Сервис "Я - студент" обеспечивает получение необходимой информации о государственных вузах, а также о средней стоимости аренды жилья в определенном месте на тепловой карте. Сервис "Я - работник" направлен на получение информации с привязкой к региону о потребности в специалистах, о средней стоимости аренды жилья по тепловой карте, общежитиях и иных объектах размещения по месту работы. Наконец, сервис "Я-инвестор" даст возможность решить жизненную ситуацию для бизнесмена, который планирует приобрести недвижимость или земельный участок для развития своего дела в странах СНГ. Сервис позволит найти выставленные на продажу инвестиционные площадки, получить информацию о них, а также об объектах смежных отраслей для дальнейшего анализа и принятия решения.
Сейчас страны-участники проекта собирают наборы данных открытого пользования, которые затем представят оператору геопортала - Роскадастру. В России, в частности, информацию собирают из целого ряда источников. Например, данные для электронных сервисов "Я-турист" и "Я-инвестор" планируется предоставлять из Национального туристического портала и ГИС "Экономика", находящихся в ведении Минэкономразвития. Информацию об арендном жилье планируется брать от ЦИАН в рамках соглашения об информационном взаимодействии. Сведения о вакансиях будет поступать в систему из открытых источников и информационных ресурсов, публикующих такие данные, а также из информационных систем профильных ведомств государств-участников в сфере труда. Вводить требование об обязательной публикации вакансий на геопортале не планируется, рассказали в Росреестре.
Любые открытые данные - это благо как для развития возможностей для бизнеса, так и для пользовательского опыта, считает директор программ по цифровой трансформации Школы управления СКОЛКОВО Николай Верховский. Однако польза таких платформ зависит от надстроек - какие дополнительные функции, ценность и удобство пользования этот портал будет давать бизнесу и пользователю и чем будет отличаться от уже доступных геоданных на разных сервисах (типа "Яндекс карты", 2GIS, Google maps и т. д.). Чтобы его характеристики были конкурентоспособными, должно быть четкое и вполне конкретное проектирование. Например, чтобы там был калькулятор расчета проекта или соединение с источниками финансирования и мерами поддержки. Это может быть трек по быстрой подготовке трансграничной документации или, допустим, аналитика платежеспособного спроса и изменения динамики спроса в зависимости от сезонности, обзор разрешительной документации на открытие и быстрая связь для подачи заявки, предполагает Верховский. "То есть тут важна продуктовая разработка, надо вскрыть "боли" клиента, - говорит он. - И должна быть открытая платформа, чтобы разработчики таких сервисов могли их предлагать и оперативно обновлять. Другими важными добавлениями могут быть, например, быть инструменты децентрализованных финансов (DiFi-инструменты), внедренные туда. Скажем, крауд-инвестинг (коллективное инвестирование) под проекты маршрутов. При условии, что платформа берет на себя риски и проверку всех контрагентов".
Создание единого геопортала для стран СНГ - это очень амбициозная задача и серьезный вызов, особенно с учетом того, насколько разнонаправленные аудитории заявлены в проекте, считает гендиректор КРОС Екатерина Мовсесян. Обычно в таких проектах в качестве пилота запускается решение для одной из аудиторий, обкатывается на пользователях, и только затем по итогам анализа масштабируется на остальные, говорит она. "Если мы говорим о бизнесе, технологичное решение с привязкой к точному географическому расположению дает хорошие возможности для позиционирования, особенно в случае малого бизнеса. В России есть примеры таких проектов, достаточно детально реализованных - это 2ГИС и Яндекс.Карты. Это серьезные игроки с глубоким проникновением на региональные рынки и с детализацией вплоть до номера подъезда и этажа расположения, составить им конкуренцию, как минимум, на российском рынке, будет достаточно сложно. Создание единого решения для рынков разных стран в потенциале может дать новые возможности тем организациям, которые ранее не были представлены в онлайне. Насколько эти организации будут привлекательны для инвесторов, будет зависеть в большей степени от потенциального экономического эффекта, чем от платформы, на которой информация будет представлена", - говорит Мовсесян.
В сфере гостеприимства такой ресурс будет иметь многостороннее значение, говорит коммерческий директор группы отелей "Русские Сезоны" Инна Рындина. Во-первых, путешественникам будет намного легче оценить потенциал территории и понять различия и особенности локаций - станет значительно проще и удобнее подобрать для отпуска как можно больше активностей. Особенно важно, что в геопортале будут представлены не только популярные возможности того или иного региона, но и различные объекты, которые могут представлять туристический интерес. Это позволит заполнить существующий информационный вакуум нужными данными и снизить загруженность некоторых популярных локаций, что, в свою очередь, даст импульс развитию туризма в новых частях страны, считает Рындина. "Большинство отельеров надеются, что портал станет масштабным ресурсом по бронированию отелей и новым геомаркетинговым инструментом, который позволит заменить покинувшие рынок booking.com и TripAdvisor", - говорит эксперт. Потенциальным инвесторам геопортал, по ее мнению, также будет полезен - он позволит выбирать перспективные направления для строительства новых отелей. На текущий момент сбор информации для маркетингового исследования потенциала того или иного региона является достаточно трудоемким и длительным процессом.