Магазины техники пожаловались на маркетплейсы в ФАС

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила жалобу в антимонопольную службу с претензиями о том, что из-за низких цен на маркетплейсах офлайн-магазинам стало очень сложно выдерживать конкуренцию, пишет РБК. Причем, как пояснили «Бизнес FM» в ассоциации, это касается именно тех скидок, которые предлагает сам маркетплейс, решение продавца тут ни при чем.

Магазины техники пожаловались на маркетплейсы в ФАС
© BFM.RU

Комментирует директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов:

Антон Гуськов директор по связям с общественностью РАТЭК «Маркетплейсы — это, безусловно, прогресс, это технологии, и никто из здравомыслящих людей не пытается повернуть прогресс вспять. Вопрос в том, чтобы конкуренция была добросовестной. Иногда бывают случаи, когда цена на товар необоснованно занижается и дотируется разными способами, даже за 1 рубль какой-то товар можно купить при его стоимости в 100 рублей, а иногда и в тысячу раз больше. То есть иногда до 90% может доходить дотирование маркетплейсом какого-то товара, и, на наш взгляд, это носит признаки недобросовестной конкуренции. Если это решение самих продавцов, это другая история. Мы говорим именно о том, когда маркетплейс за счет своих резервов, своих ресурсов специально дотирует какой-то товар, убивая таким образом рынок и добросовестную конкуренцию».

В Wildberries редакции рассказали, что с такой позицией категорически не согласны. Там считают, что предложение РАТЭК сводится к требованию установить везде одинаково высокие цены, что тоже не способствует развитию конкуренции. В Ozon сказали, что самостоятельно инвестируют в часть скидок и в результате в выигрыше как покупатели, так и продавцы. В «Яндекс Маркете» на запрос «Бизнес FM» пока не ответили.

Главный аргумент маркетплейсов — решение о скидке принимает всегда сам продавец, и, даже если площадка делает дополнительную скидку за свой счет, формально это все равно решение продавца. Требованиям ФАС все соответствует, рассказывает руководитель группы потребительских споров юридической фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов:

Василий Хохлов руководитель группы потребительских споров юридической фирмы «Косенков и Суворов» «Продавцы устанавливают скидки самостоятельно, это главное требование регулятора. То есть маркетплейс, как правило, предлагает продавцам установить какую-то скидку, поучаствовать в акции. И продавец самостоятельно предоставляет или не предоставляет скидку на свой товар».

Политика маркетплейсов, по мнению РАТЭК, привела к тому, что в физических магазинах в 2024 году продажи электроники и бытовой техники упали на 16%. А разница в цене между розницей и маркетплейсом может доходить от 20% до 70%.

На маркетплейсах продавцы значительно экономят и без специальных акций, потому что торговать там выгоднее, считает предприниматель, сооснователь «Грандшеф Retaste» Павел Симанов:

Павел Симанов предприниматель, сооснователь «Грандшеф Retaste» «Маркетплейсы дают очень хорошую дополнительную скидку от себя, тем самым они стимулируют спрос. Если этот продукт находится в магазине, мы не сможем его продавать по такой цене и получать такую же прибыль с единицы. Команда на маркетплейсе может состоять из трех человек. И ты можешь делать товарооборот больше, чем делает крупный магазин, находящийся в торговом центре, потому что у тебя есть фокус на этом товаре и ты можешь сразу привозить огромное количество этого товара. Ты делаешь много различных маркетинговых стратегий, которые позволяют фокусироваться и продавать много этого товара. А в магазине большой ассортимент, и, соответственно, у тебя нет этого фокуса. И за счет больших продаж, за счет больших закупок у тебя идет очень хорошая скидка от производителя — максимальная. То есть тебе не надо держать огромные склады, кучу продавцов, консультантов».

О реакции ФАС на жалобу РАТЭК пока неизвестно. Но служба и без того в начале февраля обратила внимание на маркетплейсы. В 2024 году продавцы на Ozon и Wildberries жаловались на то, что часть из товаров попадают в акции без их ведома. Как говорили «Бизнес FM» селлеры, им приходилось отслеживать свои товары в ручном режиме, чтобы отказаться от скидки и не потерять в маржинальности. Теперь же ФАС выдала маркетплейсам предупреждение, исправить ситуацию они должны до конца февраля.