В РЖД запланировали побить прошлогодний рекорд по пассажирским перевозкам
В прошлом году железнодорожным транспортом воспользовались 1,286 млн пассажиров, что является максимумом за 16 лет. Кроме того, увеличены провозные мощности для транспортировки грузов в Азово-Черноморском, Северо-Западном и Восточном направлениях, стартовал проект по строительству первой в стране высокоскоростной магистрали (ВСМ).
Задачи на этот год – не менее амбициозные. Исторический рекорд по пассажирским перевозкам планируют обновить, грузоперевозки, в том числе, по международным транспортным коридорам, - нарастить, а по проекту ВСМ перейти к масштабным строительным работам. Об этом стало известно на заседании итогового правления Российских железных дорог (РЖД).
РЖД успешно решают задачи по увеличению пассажирских перевозок, построению новых транспортно-логистических маршрутов и укреплению технологического суверенитета, заявил зампред правительства Виталий Савельев. «На долю железнодорожного транспорта приходится 83% грузооборота и порядка 28% пассажирооборота всей транспортной системы страны», - подчеркнул он. В 2024 году компания выполнила рекордный объем инвестпрограммы, он составил почти 1,5 трлн рублей. Пассажирский комплекс тоже показал исключительные результаты, железнодорожным транспортом воспользовались 1,286 млрд человек – это максимум за последние 16 лет.
Министр транспорта Роман Старовойт добавил, что в прошлом году общий объем грузовых железнодорожных перевозок с Китаем вырос на 9%, до 175 млн тонн, что на 9% выше уровня 2023 года. Увеличены провозные мощности в Азово-Черноморском, Северо-Западном и Восточном направлениях, развивается международный транспортный коридор «Север-Юг». «Несмотря на непростые условия, РЖД достигли провозной способности Восточного полигона на уровне 180 млн тонн, что почти вдвое превышает уровень 2013 года», - отметил министр.
Говоря об итогах работы за последние шесть лет, гендиректор – председатель правления РЖД Олег Белозеров отметил, что впечатляющих результатов удалось добиться, несмотря на «исторические вызовы, непрогнозируемые факторы и обстоятельства». Объем инвестиционной программы РЖД по сравнению с 2018 годом вырос в 2,8 раза и достиг максимума с момента создания компании. Более чем вдвое увеличился объем финансирования по проектам обновления инфраструктуры и подвижного состава. Провозная способность на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна и Восточного полигона за шесть лет возросла в полтора раза, объем нового строительства на сети вырос втрое. «Локомотивный комплекс прошел период существенной модернизации. Эксплуатируемый парк за шесть лет обновлен более чем на 17%. Износ сокращен с 60 до 56%, в том числе по грузовым электровозам до 53%», - уточнил он.
При этом Белозеров подчеркнул, что на предстоящую шестилетку запланированы не менее масштабные цели. И их достижение требует модернизации всей тарифной политики. «Действующая тарифная система построена на экономической модели 1980-1990 годов. В ее основе перекрестное субсидирование и поддержка сырьевых отраслей экономики за счет промышленного сектора. Обеспечивался тарифный баланс в завозе сырья, вывозе готовой продукции в рамках территориально-производственных комплексов. Объем доходов от тарифов рассчитан только на покрытие текущих расходов на содержание», - отметил он. За прошедшее десятилетие, по его словам, ситуация коренным образом изменилась. Основополагающий принцип, который должен найти отражение в новой модели, - справедливый, экономически обоснованный тариф, который включает составляющие для решения задач инфраструктурного развития и учитывает ключевые долговые индикаторы компании. «Новая тарифная система должна вступить в действие с 1 января 2026 года», - сообщил глава РЖД.
Говоря о перспективах, Белозеров также отметил, что по итогам 2025 года общий объем пассажирских перевозок должен выйти на уровень 1,3 млрд человек, то есть превысить исторический показатель прошлого года. Драйвером роста должны стать пригородные перевозки и проекты «Городская электричка» в агломерациях. В настоящее время в Москве практически нивелированы различия между железной дорогой и метро. Отработанные технические решения тиражируются и в Петербургском транспортном узле. Компания готова «к развороту масштабных строительных работ» и по проекту первой в стране высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, сообщил он.
По словам Савельева, продолжится также развитие подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и инфраструктуры Восточного полигона железных дорог. На Восточном полигоне, в частности, будут построены сложнейшие инженерные сооружения: дублеры самого длинного в России Северомуйского тоннеля, самого высокогорного Кодарского тоннеля, самого восточного Кузнецовского тоннеля и моста через Амур - самого длинного на магистрали. Как уточнил Старовойт, к 2030 году перед Минтрансом и РЖД стоит задача увеличить провозную способность Восточного полигона до 210 млн тонн, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна – до 152 млн тонн, а целевой показатель развития Северо-Западного направления установлен на уровне 220 млн тонн.