Что повлияло на замедление грузооборота портов Дальневосточного бассейна

Грузооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам 2024-го не вырос, а снизился более чем на один процент. Это случилось впервые с 2009 года. Результат в текущих геоэкономических условиях, по оценке сотрудников Морского государственного университета имени Невельского (Владивосток), вполне объясним.

Что повлияло на замедление грузооборота портов Дальневосточного бассейна
© Российская Газета

Основными причинами стали инфляция выше прогнозов регулятора, дорогие кредиты, санкции коллективного Запада в отношении разных групп экспортных товаров, в том числе против российских морских перевозчиков, проблемы с вывозом грузов по железной дороге, перестройка мировой логистики из-за угроз в Красном море и на других традиционных логистических маршрутах. В таких турбулентных условиях пришлось работать и выживать компаниям транспортно-логистической сферы.

Выручил импорт

Беспрецедентное санкционное давление ограничило возможности российских топливно-сырьевых товаров на мировом рынке.

- На Дальнем Востоке долгие годы главную роль в увеличении общего грузопотока играли внешнеторговые перевозки, прежде всего экспорт. В этом году на первые позиции вышел импорт, - прокомментировал заведующий лабораторией пространственной логистики морского университета Александр Гаврилов.

Экспорт через порты Дальневосточного бассейна снизился на 4,3 миллиона тонн (минус 2 процента к 2023 году). Небольшое укрепление рубля летом позволило импортерам увеличить закупки и до конца года нарастить грузопоток (плюс 2,3 процента). Транзит в структуре общего грузооборота упал на 0,6 миллиона тонн (более чем в 2,5 раза) и стал совсем незаметным. Каботажные перевозки сохраняют стабильность, значительный их объем - это северный завоз, включая поставки топлива для удаленных и островных регионов.

Ледяные торосы рынка

Главные грузы, формирующие показатели работы транспортников по тоннажу, - уголь, нефть и нефтепродукты. Они обеспечивают две трети перевалки в морских портах, около 45 процентов погрузки на железной дороге.

Прошлый год для энергетических рынков был крайне сложным, что отразилось на перевозках этой группы товаров: в российских морских портах уголь просел почти на 10 процентов, нефть - на 1,7, нефтепродукты - примерно на 7. При этом в целом на Дальнем Востоке перевалка наливных грузов выросла на полмиллиона тонн (плюс 1 процент к 2023 году).

- Большинству проектов в этой сфере удалось перестроиться и продолжить работу в условиях санкций, - сообщил Александр Гаврилов. - Среди основных трендов отмечу продолжающийся рост объемов бункеровки, а среди факторов - возвращение после планового ремонта к работе завода СПГ в Пригородном (Сахалин), перенос на более поздние сроки реализации арктических проектов, в том числе строительства на Камчатке терминала по перевалке СПГ, добытого в арктической зоне, рост перевалки нефтепродуктов, не относящихся к "Роснефти" (находится под санкциями).

При этом в Приморье нефтетерминал Козьмино перевалку нарастил, а сахалинские проекты - порт Пригородное на Сахалине (там значительную часть года продолжалась реконструкция) и порт Де-Кастри в Хабаровском крае - снизили.

- Крупнейшие российские нефтегазовые компании продолжают разработки на острове, несмотря на сложные переговоры по смене участников проектов и сохранение неопределенности с долей Exxon в проекте "Сахалин-2". "Газпром" готовит к запуску "Сахалин-3", "Роснефть" планирует строительство новой точки перевалки нефти в рамках проекта "Сахалин-1", - прокомментировала эксперт лаборатории пространственной логистики морского университета Анна Вороненко.

Причин сокращения перевалки угля в портах макрорегиона множество. Среди них инфраструктурные ограничения со стороны РЖД, включая фиксирование объемов по заявкам грузоотправителей, не позволяющих экспортировать больше угля или диверсифицировать поставки из разных регионов по ключевым направлениям на фоне меняющегося спроса на рынке и общего тренда на падение мировых цен.

Наибольшее снижение отмечено в Ванино-Совгаванском узле из-за активной работы по расшивке железнодорожной инфраструктуры БАМа на подъезде к портам. Негативное действие оказали также ограничивающие экспортные пошлины и санкционное давление на ведущих экспортеров угля ("Колмар", СУЭК, "Мечел" и других).

Из позитива: в Приморье перевалка зерновых грузов сохранилась практически на уровне 2023 года. Традиционные направления экспорта - КНР, Южная Корея и Япония. Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) и АО "Морской порт в бухте Троицы" (Зарубино), несмотря на отсутствие портовых элеваторов, отгружают пшеницу, кукурузу, рис, сою по прямому варианту (вагон - судно, без складирования в порту). Пропускная способность с использованием такой технологии невысокая, но пока позволяет удовлетворить спрос и обходиться без инвестиций в специализированные склады.

Эксперты морского университета отмечают, что снижение перевалки на экспорт генеральных грузов через порты Дальнего Востока продолжилось. На это влияют санкции против ключевых производителей черных и цветных металлов (ЕВРАЗ, РУСАЛ и другие), снижение спроса со стороны КНР, Вьетнама и Индии, действие экспортной плавающей пошлины, привязанной к курсу рубля, конкуренция на внешнем рынке и дефицит провозоспособности железных дорог на Восточном полигоне.

Надежда на контейнеры

Оптимизм в целом по стране внушают контейнерные перевозки. По данным компании "Морцентр-ТЭК", контейнерооборот портов России по итогам 2024 года составил 5,59 миллиона TEU - больше на 13 процентов, чем годом ранее. По темпам роста лидировал Балтийский бассейн (плюс 34,4 процента), в Дальневосточном бассейне, все еще крупнейшем по объемам, перевалка увеличилась на 5 процентов, на юге - на 6,3.

- Один из драйверов - контейнеризация грузов агропромышленного комплекса, - отметила Анна Вороненко. - В обозримом будущем тенденция сохранится, прогнозируется рост экспорта в Китай и другие страны Азии зерновых и масличных культур, растительного масла, других продуктов питания. У перевозок в контейнерах есть очевидные плюсы: можно работать с небольшими партиями (от 20 тонн), они исключают обезличивание груза при перевалке, значит, есть возможность контролировать качество доставляемого товара.

Эксперт отметила, что в прошлом году на фоне внешнеторгового и каботажного грузооборота дальневосточных портов практически не виден транзит. Каботаж показал небольшой рост (плюс 5 процентов к уровню 2023 года), экспорт сократился как в весовом выражении, так и в расчетах в TEU. Основное снижение произошло на терминалах Восточной стивидорной компании (Находка), находящейся под санкциями.

Некоторая часть внешнеторговых перевозок переориентировалась на маршруты через Владивосток, преимущественно на южнокорейском направлении. На этом фоне вырос контейнерооборот Владивостокского транспортного узла, чему не помешали даже реконструкция на "рыбной" стороне ВМТП и модернизация терминала FESCO Гайдамак.

Стоит отметить оживление маршрутов deep-sea с заходами в Санкт-Петербург и порты Черного моря. На фоне роста переработки в указанных портах доля контейнерооборота Дальнего Востока в общей перевалке контейнеров морскими портами РФ начала снижаться, и, вероятнее всего, этот тренд сохранится в 2025 году. По итогам 2024-го доля Дальневосточного бассейна в России составляет 48,4 процента.

Перевозчики предпринимают усилия по развитию морских сервисов между Китаем и Дальним Востоком. В частности, в декабре 2024 года группа FESCO запустила прямую контейнерную линию Владивосток - Шанхай. Транзитное время в пути - три дня, частота отправок - раз в неделю. Новую линию обслуживают два контейнеровоза суммарной вместимостью около 3,2 тысячи TEU.

В планах - развитие интермодальных перевозок на МТК "Приморье-2". Основу грузопотока составят продовольственные товары, зерновые, пищевые масла, древесина и продукты деревообработки. Транспортная группа FESCO совместно с китайским партнером запустит перевозки из Хуньчуня через порты Приморья в Шанхай, Нинбо, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и другие порты Поднебесной (и обратно). Меморандум подписан в прошлом году, идет проработка деталей проекта.

Каковы перспективы

Очевидно, что и 2025 год для портов Дальнего Востока окажется непростым. В целом ограничения со стороны РЖД не позволяют реализовать в полной мере их возможности. В декабре 2023-го председатель правительства России Михаил Мишустин подписал поручение о замещении до 2030 года парка грузовых полувагонов Восточного полигона инновационными моделями с повышенной грузоподъемностью, чтобы за счет этого компенсировать недостаточную пропускную способность Восточного полигона. Но воплощение этой задачи - процесс небыстрый.

И утвержденный бюджет инвестиционной программы РЖД на 2025 год неожиданно "похудел" почти на треть и составил 890,9 миллиарда рублей. На развитие Восточного полигона направят 116,9 миллиарда, тогда как в проекте программы было 366 миллиардов рублей, а в 2024-м - 260 миллиардов.

Прямая речь

Михаил Холоша, помощник ректора по научной работе Морского государственного университета имени Невельского:

- Представленная статистика наглядно показывает, что происходит смена парадигмы функционирования и развития транспорта не только на востоке России, но и во всем мире. Сегодня в условиях турбулентности для обоснования проектов развития транспортной системы недостаточно ретроспективы и ее экстраполяции. Существующих общепринятых подходов и методик не хватает. Нужны новые постановки задач и подходы к их решению. Кроме того, с учетом цифровой трансформации, особое значение приобретают перспективы цифровизации перевозок и информационного взаимодействия участников логистических цепочек. Уверен, если научимся мыслить по-новому, наш рост продолжится. Потенциал есть.