«Они перевернули рынок труда с ног на голову»: работодатели рассказали, что изменилось с приходом зумеров
Взять зумера на работу: плюсы и минусы Работодатели отмечают, что в условиях дефицита кадров зумеры востребованы на рынке труда. «По прогнозам экспертов, кадровый голод будет нарастать, поэтому уже сейчас работодатели и сотрудники, которые занимаются подбором персонала, должны учитывать особенности поколения Z и учиться работать с ними», – уверена кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Ольга Кучина. «Многие стереотипы, которые распространяют о зумерах, – правда. Просто когда об этом говорят как о чем-то негативном, становится ясно, что люди не понимают, как с этим работать. А потому выделяют все как красный флаг. Для них нет понятия «Это работа, ее надо сделать» – им нужно объяснять ценность. Они могут выгореть после недельной работы допоздна. Такое случается, когда мы пытаемся засунуть в рамку коллективной ответственности целое поколение, которое формировалось в эпоху популяризации личного успеха», – отметил CEO коммуникационного агентства «Монстарс» Илья Левинсон, который руководит агентством, где 80 % сотрудников – зумеры. Поколение Z выросло в условиях изобилия и родительского внимания, что сформировало у них уверенность в своей ценности и востребованности, отмечает HR-директор сети салонов оптик «Счастливый Взгляд» Юлия Чирко. «Зумеры не приемлют жесткий контроль, не терпят рутинные задачи и не привязываются к месту работы, даже если оно хорошо оплачивается. Они уверены: работа должна соответствовать их ожиданиям, а не наоборот», – подчеркнула эксперт. Представители поколения Z обладают клиповым мышлением, то есть воспринимают информацию фрагментарно, не способны читать длинные тексты, слушать долгие лекции, но зато они могут мгновенно переключать внимание с одного на другое и, следовательно, легко работают в условиях многозадачности, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Петербурге Ольга Кучина. Руководитель направления по работе с молодыми талантами «Северсталь» Светлана Барабанцева отметила, что зумеры могут на 150 % вложиться в задачу, которая им интересна, адаптивны к изменениям, способны нестандартно мыслить и предлагать неожиданные решения задач, в том числе и потому, что у них нет опыта и представления, «как надо». Однако эксперт отметила, что молодые сотрудники часто идеалистически воспринимают первое место работы и имеют завышенные ожидания, так как еще не знакомы с рынком труда. «Это касается в большей степени офисных позиций. Речь идет не только о заработной плате после окончания университета, но и об объеме и характере задач. В таком случае мы рассказываем, что нужно сделать, чтобы выйти на такой уровень заработка, какие компетенции развивать», – рассказала Барабанцева. Между тем не все работодатели рассматривают зумеров, считает HR-директор OPEN Group Валерия Доманская. Они считают, что у них мало опыта, нет желания работать по традиционным правилам, а кроме того, в некоторых компаниях уверены, что молодые люди слишком требовательны к условиям работы и зарплате. Прежние проверенные инструменты управления персоналом с приходом зумеров действительно не работают. Однако, если учтены их приоритеты, особенности и возможности, зумеры отлично справляются с большим количеством задач, предлагают новые нетривиальные решения, не бояться рисковать и готовы делиться с коллегами своим находками и наработками, отметила начальник отдела подбора персонала «Главстрой Санкт-Петербург» Валентина Тарновская. Какую работу ищут зумеры Для большинства представителей поколения Z характерен выбор карьеры, где есть возможность осуществлять work-life balance: гибридный график работы, гибкое начало дня, работа не на 8 часов, а на результат. Интересная работа и психологический комфорт – главные мотиваторы зумеров, сообщила Валентина Тарновская. HR-директор OPEN Group Валерия Доманская перечислила основные отрасли, которые выбирают зумеры. IT и цифровые технологии: сфера технологий, digital-маркетинга, дизайна и разработки. Креативные индустрии: они активно работают в медиа, рекламе, искусстве и других творческих сферах. Социальные проекты и стартапы: зумеров часто можно встретить в социально ориентированных компаниях или стартапах, где они видят возможность влиять на мир. Фриланс и предпринимательство: многие предпочитают работать на себя, создавая собственные проекты или занимаясь фрилансом. Чем работодателям привлечь зумеров Чтобы успешно работать с представителями поколения Z, нужно внедрять современные подходы, ценить их вклад и не бояться пересматривать устоявшиеся правила, уверены эксперты. Член союза пиарщиков России Ольга Калашникова перечислила пять основных условий, которые привлекут в вашу компанию зумеров: Гибкие условия: гибридный график, удаленка, свобода действий. Обучение и развитие: оплаченные курсы, участие в интересных проектах. Забота о ментальном здоровье: комфортная атмосфера, отпуск, поддержка. Социальная значимость работы: участие в экопроектах, благотворительности. Современные технологии: зумеры не хотят работать с устаревшими инструментами. Кроме того, важна и насыщенная корпоративная жизнь в компании: на работе должно быть весело и интересно, так что сладким подарком на праздники уже не обойтись, считает Юлия Чирко. Также в офисе надо будет установить зоны отдыха. Ведь для зумеров офис не просто место работы, а среда, где им должно нравиться проводить время. «Зумеры не просто изменили рынок труда – они перевернули его с ног на голову. Их ценности, ожидания и подходы к работе заставляют работодателей пересматривать свои стратегии, внедрять инновации и становиться более человекоцентричными. Это поколение доказало, что работа может и должна быть не только источником дохода, но и способом самореализации, вкладом в общество и частью счастливой жизни. В будущем эти тренды будут только усиливаться, формируя новый стандарт трудовых отношений», – заключила HR-директор OPEN Group Валерия Доманская. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов