Компании РФ могут удерживать дивиденды недружественных акционеров

Крупные российские компании нашли возможность удерживать и выводить дивиденды спустя три года: организация может оставить предназначенные акционерам из недружественных стран дивиденды на своих счетах вместо того, чтобы направлять их на счета типа «С», что дает им возможность вернуть себе эти деньги через три года, пишет РБК со ссылкой на юристов.

Такой схемой пользуется НОВАТЭК, об этом осенью 2024 года говорил глава французской компании TotalEnergies (владеет 19,4% акций российского производителя сжиженного природного газа) Патрик Пуянне. С его слов, большинство причитающихся TotalEnergies дивидендов «застряло на счетах НОВАТЭКа», а не на счетах типа «С», «потому что фактически НОВАТЭК сохранил эти дивиденды на своем счете» для французской компании. Тогда Пуянне оценивал объем этих дивидендов примерно в $1 млрд.

Компании причитаются также дивиденды в размере около $500 млн от проекта «Ямал СПГ» (50,1% принадлежит НОВАТЭКу), в котором TotalEnergies принадлежит 20%. По оценке Пуянне, общая сумма «зависших» в России дивидендов составляет от $1,5 млрд до $2 млрд.

В начале февраля Пуянне посетовал, что больше не следит за объемом дивидендов от НОВАТЭКа, которые копятся в России, поскольку считает, что эти замороженные средства, скорее всего, пропадут, поскольку «в России действует закон», позволяющий вернуть невостребованные в течение трех лет дивиденды назад компании.

«Я больше не помню цифру по России. Знаю, что где-то в системе у нас есть около $1 млрд. Честно говоря, они уже исчезли из моей головы. <…> У нас почти год не было никаких дивидендов от НОВАТЭКа, они где-то там. В России есть интересный закон, по которому если ты не забрал свои дивиденды после трех лет, ты можешь их потерять <…>», — сказал Пуянне.

В соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах», акционер может получить невыплаченные ему дивиденды в течение трех лет с момента принятия решения об их распределении. Устав общества может предусматривать более длительный срок для обращения, но не превышающий пяти лет. По истечении этого периода объявленные, но не востребованные дивиденды возвращаются в нераспределенную прибыль общества, и обязательство по их выплате исчезает.

«Один из возможных сценариев — что с НОВАТЭКом есть договоренности по зачету взаимных требований. Вероятно, есть и другие планы, которые обсуждаются между НОВАТЭКом и Total», — отметил адвокат Андрей Гольцблат. По его словам, Total могла обратиться за разрешением правкомиссии и ждет решения, после чего дивиденды будут переведены на счет типа «С». Он считает, что перевод дивидендов на счет типа «С» — скорее право, чем обязанность компаний.

«Такие счета существуют для внутренней отчетности компаний, через эту отчетность компании показывают, что дивиденды выплачены. Решение НОВАТЭКа не переводить дивиденды на счет — это внутреннее решение компании. Сейчас это деньги НОВАТЭКа, которые по бухгалтерии даже не проходят как выплаченные дивиденды: по документам это распределенные, но не выплаченные дивиденды», — указал Гольцблат.

Притом, по мнению советника Orchards Вадима Бородкина, НОВАТЭК мог получить специальное разрешение на фактическое сохранение на своих счетах причитающихся TotalEnergie дивидендов «в силу политико-экономических соображений и возможности расширительного толкования компетенции правительственной комиссии».

По его словам, если «дивидендный кейс НОВАТЭКа» реальный, а не является предположениями главы TotalEnergie, «то вполне возможно, что такая практика в настоящее время может иметь и другие случаи для сравнимых компаний». «По крайней мере, такая практика точно может получить более широкое распространение для поддержки российских эмитентов», — указал Бородкин.

«Такая практика может применяться другими российскими компаниями, особенно в стратегически важных отраслях, таких как нефтегазовая, энергетическая и финансовая», — предполагает управляющий партнер Novator Legal Group Вячеслав Косаков.