Миллиарды за выход: как компании из США теряли средства, покидая Россию

Обрушение в десятки раз

Миллиарды за выход: как компании из США теряли средства, покидая Россию
© ТАСС

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2021 году, предшествовавшем началу специальной военной операции (СВО) и массовому исходу западных компаний из России, товарооборот РФ и США составил $34,4 млрд. Российский экспорт в США составил $17,5 млрд — таким образом, Соединенные Штаты заняли девятое место среди стран, в которые Москва отправляла свою продукцию. США, в свою очередь, экспортировали в 2021 году в Россию товаров почти на $17 млрд, заняв третье место по доле российского импорта.

В первой тройке групп товаров, которые у России покупали США, — минеральные продукты (более половины всего объема экспорта), металлы и изделия из них, а также драгметаллы и камни. Россия импортировала из Соединенных Штатов главным образом машины, оборудование и транспортные средства (почти 60% всего импорта) и продукцию химической промышленности (почти 30%).

После введения антироссийских санкций, массового ухода американских компаний с российского рынка и прерывания деловых связей торговый оборот между странами обрушился почти в 10 раз. По итогам 2024 года российско-американский товарооборот составил $3,5 млрд, что стало минимумом с 1992 года. Анализ данных Американской службы торговли позволяет сделать вывод о том, что поставки России в США за три года упали почти в шесть раз — до $3 млрд, поток товаров с американской стороны рухнул в 34 раза — до $526 млн.

Кола из Анголы

Самым заметным для российского обывателя стал уход из России американских пищевых и питьевых товаров, одежды и обуви, косметики и предприятий фастфуда. Прощание с Россией компании McDonald’s, проработавшей здесь 32 года, было названо чуть ли не символом конца эпохи, однако забылось сразу после того, как рестораны, почти не изменив меню, продолжили работу под новым названием. McDonald’s тем временем подсчитал свои расходы до налогообложения, связанные с продажей бизнеса в России. В отчетности компании за первое полугодие 2022 года фигурирует сумма $1,3 млрд за шесть месяцев.

Еще один знаковый уход — почти символа Америки — Coca-Cola. Здесь тоже демонстрация не очень удалась: мало того что на прилавках российских магазинов появилось много аналогов, почти в любом супермаркете можно купить при желании и Coca-Cola, правда, произведенную не в России, а, например, в Анголе (в Москве встречается товар африканского разлива). Сама Coca-Cola сообщила, что потеряла после ухода с российского рынка более $195 млн, а затем сменила тактику. "Внучка" корпорации Multon Partners после официального прекращения поставок Coca-Cola в Россию приняла решение реализовывать на российском рынке напиток-аналог под брендом "Добрый Cola". 

Любимый конкурент компании Coca-Cola — PepsiCo — зафиксировал потери от ухода из России в объеме $1,6 млрд, и в настоящее время вместо напитка под брендом Pepsi выпускает Evervess, а вместо Mirinda — Frustyle. Также среди известных производителей напитков покинули рынок Beam Suntory (выпускает бурбон Jim Beam, который в настоящее время ввозится в Россию по параллельному импорту), Brown-Forman (виски Jack Daniel’s и водка Finlandia), а среди ресторанов фастфуда — Starbucks, Papa John’s International, KFC и Pizza Hut.

Как кроссовки делали ноги

Одной из первых компаний — производителей обуви из России ушла Nike, присутствовавшая на рынке с 1993 года (тогда ею были начаты продажи через дистрибьютора). В мае 2022 года Nike не продлила франчайзинговое соглашение с Inventive Retail Group (IRG), которой принадлежала самая большая в стране монобрендовая сеть магазинов американской компании. В конце июня того же года производитель сообщил о том, что затраты на вывод бизнеса из России составили до $150 млн.

Другие американские бренды постарались пойти по пути Coca-Cola. Например, в мае 2022 года Levi’s заявила об уходе с российского рынка после 29 лет работы, а уже в июле возобновила деятельность под новым названием — JNS. Судя по сайту ретейлера, в его продуктовой линейке широко представлены такие известные бренды, как Lee, Wrangler, Vans, Lacoste. Аналогичным образом поступила Reebok — в марте объявила о приостановке розничных продаж в России, а затем передала российский бизнес турецкому холдингу FLO Retailing и воскресла под вывеской Sneaker Box.

С готовностью на выход

Не сильно пострадали от ухода из России такие крупные американские производители автомобилей и спецтехники, как Ford, General Motors, John Deere (сельхозтехникаса) и Caterpillar (строительная техника). Ford, контролировавший три завода на территории РФ, столкнулся с падением продаж своих легковых автомобилей в России еще в 2018 году и в 2019-м свернул их производство. Малотоннажный Ford Transit продолжал выпускаться. Осенью 2022 года компания продала свою 49-процентную долю в совместном предприятии (СП) с российской автомобилестроительной группой "Соллерс" ее российскому юрлицу.

General Motors стала первым иностранным автоконцерном, ушедшим из России после начала СВО. Весной 2022 года она приняла решение о приостановке поставок своих Chevrolet и Cadillac в страну. Производство в России было свернуто ранее — в 2015 году. Поставки на российский рынок были довольно скромными — за первый квартал 2022 года было продано менее 500 автомобилей.

Один из крупнейших в мире производителей тракторов, комбайнов и другой сельхозтехники John Deere начал поставлять в РСФСР свою продукцию еще в 1923 году. В 2005 году компания открыла производство в Оренбурге. В начале этого десятилетия на заводе планировали провести модернизацию, однако после введения санкций весной 2022 года производство техники Deere в Оренбурге и ее поставки в Россию завершились. Сама компания заявляла, что на российский и украинский рынок в совокупности приходится всего около 3% ее продаж. Похожая судьба постигла и Caterpillar. После введения санкций он приостановил работу своего завода в Тосно, а затем — в 2023 году — продал свои активы в РФ российскому инвестору.

IT-исход

Пожалуй, наиболее впечатляюще выглядит список покинувших Россию американских компаний, являющихся лидерами на рынке высоких технологий. Вот неполный перечень: Apple, Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Avaya, Xerox, Dell, IBM, SAS, EPAM Systems, Norton, Cisco Systems, Nvidia, AMD. Уход производителей техники вылился в массовые поставки на российский рынок при помощи параллельного импорта, а отключение россиян от софта — к переходу на пиратское программное обеспечение.

Как сообщалось в отраслевых изданиях, компания Apple в лице своего российского подразделения "Эппл Рус" получила в 2022 году чистый убыток в 6,5 млрд рублей. Microsoft оценила расходы на сворачивание работы в России в $126 млн. Hewlett-Packard в связи с уходом с рынка списал 1,4 млрд рублей. Российское юрлицо корпорации Intel отчиталось о 630 млн рублей чистого убытка по итогам 2022 года. IBM оценила квартальные убытки от ухода из РФ в $200 млн.

Нефтяные потери

Крупнейшим американским нефтяным игроком, заявившим о своем желании покинуть Россию в 2022 году, стала корпорация ExxonMobil, с 1995 года являющаяся участником проекта "Сахалин-1". Потенциальный убыток, связанный с выходом из него, сама компания оценивала в $4 млрд, а международная консалтинговая компания в сфере ТЭК Wood Mackenzie — в $3,4 млрд. Помимо ExxonMobil, изначально выступавшего оператором, в консорциум с 1995 года входили "Роснефть", индийская и японская компании.

Споры между российским и американским участниками возникали задолго до 2022 года, однако март 2022 года стал поворотным моментом — ExxonMobil объявила о том, что покинет проект, и до завершения сделки отозвала своих специалистов, после чего добыча на "Сахалине-1" почти полностью остановилась. Осенью оператор был переведен в российскую юрисдикцию. Сроки продажи доли ExxonMobil постоянно переносятся. В последний раз — в декабре прошлого года — до 1 января 2026 года.

Помимо Exxon, российский нефтегазовый сектор покинули крупные американские нефтесервисные компании — Halliburton, Baker Hughes и Schlumberger. В результате Halliburton списала во втором квартале 2022 года $344 млн.

С акцентом на Арктику, космос и IT

Несмотря на конкуренцию России и США на мировом нефтяном рынке, эксперты не исключают того, что потепление в российско-американском деловом сотрудничестве может начаться со сближения именно в этой сфере. Возможно, неслучайно и дата продажи доли ExxonMobil была отодвинута в надежде на то, что корпорация передумает.

Как заявил ТАСС основатель аналитической компании BRICS+ Analytics, член Российского совета по международным делам (РСМД) Ярослав Лисоволик, сотрудничество возможно и в Арктике: "По крайней мере, оно, скорее всего, вызвало бы интерес у американской стороны с точки зрения сопряжения транспортных путей и у обеих сторон — с точки зрения экономического развития этого региона".

Среди других секторов, в которых возможно возрождение связей, эксперт называет авиакосмическую отрасль, промышленный сектор, в частности металлургию. "Желанной сферой взаимодействия остается и сфера высоких технологий. Если бы было возможно наладить контакты с ведущими американскими компаниями в области высоких технологий, это было бы очень перспективно", — считает эксперт.

По итогам переговоров в Эр-Рияде Кирилл Дмитриев подчеркнул, что "стороны начали общаться друг с другом, начали слушать друг друга, начали диалог".

Евлалия Самедова