Маркировка автозапчастей: зачем это нужно и как повлияет на их стоимость

Инициатива Минпромторга вызвала неоднозначную реакцию. С одной стороны, маркировка уже доказала свою эффективность в борьбе с контрафактом в других отраслях. С другой – некоторые эксперты считают, что даже маркировка шин, которая уже внедрена, избыточна. Зачем нужна маркировка Основная цель маркировки – борьба с контрафактом и серым импортом. По данным «Автостата», доля поддельных автозапчастей на рынке выросла с 27 % в 2023 году до 37 % в 2024-м. Использование таких деталей не только снижает качество ремонта, но и может привести к авариям. Заместитель генерального директора BMJ-logistics Константин Бондаренко отметил, что маркировка позволит отслеживать движение каждой запчасти от производителя до конечного потребителя. Это упростит контроль за оборотом товаров, поможет выявлять нелегальные поставки и повысит ответственность производителей и продавцов. Кроме того, потребители смогут быть уверены в подлинности приобретаемых деталей, а в случае споров о качестве товара – легко доказать свою правоту. Как маркировка повлияет на стоимость запчастей Один из главных вопросов, волнующих как бизнес, так и потребителей – как маркировка отразится на ценах. По данным НИФИ Минфина, вклад обязательной маркировки в себестоимость продукции за шесть лет не превышает 1 %, что существенно ниже уровня инфляции. Однако эксперты отмечают, что реальные затраты могут быть выше, особенно для малого бизнеса. Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, указывает, что себестоимость нанесения маркировки на импортные запчасти может достигать 8–10 тысяч рублей за один код. Это связано с тем, что автозапчасти имеют нестандартные формы и процесс их маркировки потребует значительных ручных трудозатрат. «Конечно, многое будет зависеть от того, какие именно запасные части будут в списке обязательной маркировки – для конвейерной сборки или послепродажный рынок. Будут ли это импортные поставки, которые обязательно необходимо маркировать на таможенном складе, или продукция российского производства», – отметил Мисаилов. Олеся Яшина, эксперт компании «Передовые платежные решения», добавляет, что дополнительные расходы на внедрение систем учета и мониторинга, а также закупку оборудования для нанесения меток могут частично отразиться на стоимости продукции. Однако степень роста цен будет зависеть от того, насколько эффективно компании смогут оптимизировать свои процессы. Кто пострадает больше всего Малые предприятия, вероятно, столкнутся с наибольшими трудностями. Для них внедрение систем маркировки может оказаться слишком затратным, что приведет либо к уходу с рынка, либо к вынужденному повышению цен. Крупные игроки, напротив, смогут распределить дополнительные расходы и минимизировать их влияние на конечную стоимость товаров. Чего ждать Пока эксперимент проводится в добровольном порядке и коды маркировки предоставляются бесплатно. Это позволяет участникам рынка подготовиться и настроить процессы заранее. Однако в случае успеха пилотного проекта маркировка может стать обязательной для всех автозапчастей. В целом, введение маркировки – это шаг к повышению прозрачности рынка и защите потребителей от подделок. Однако бизнесу и государству предстоит решить ряд задач, чтобы минимизировать негативные последствия, такие как рост затрат и возможное повышение цен. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов

Маркировка автозапчастей: зачем это нужно и как повлияет на их стоимость
© РИА "ФедералПресс"