Лицо и голос вместо документов: куда пускают по биометрии

Оплатить счет и взять кредит, пройти в метро и оформить карту болельщика, войти на «Госуслуги» и открыть свой бизнес — возможности биометрической авторизации постоянно расширяются. Скоро россияне, возможно, смогут заходить в поезд по лицу, не предъявляя паспорт — такой эксперимент запустило Правительство РФ. Сложно ли украсть или взломать биометрические данные, могут ли они утечь и что делать, чтобы обезопасить себя, узнала «Парламентская газета».

Лицо и голос вместо документов: куда пускают по биометрии
© Парламентская газета

Три миллиона россиян — в ЕБС

Кабмин принял постановление, разрешающее применять биометрические данные для посадки на поезд, если у железнодорожного перевозчика имеется техническая возможность. Об этом журналистам сообщили в аппарате вице-премьера — руководителя Аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко.

Закрытое тестирование сервиса будет проходить в 2025 году, а люди смогут воспользоваться услугой после завершения всех этапов технологических испытаний. Сервис будет доступен пользователям Единой биометрической системы (ЕБС), уточнили в аппарате вице-премьера, добавив, что остальные способы посадки на поезд также сохраняются.

Единая биометрическая система — это государственная цифровая платформа, которая позволяет идентифицировать человека по его уникальным характеристикам — лицу и голосу. ЕБС запустили в 2018 году, а с 2021-го она стала государственной. Если раньше собирать данные россиян могли банки, коммерческие и другие организации, то теперь они обязаны передавать все сведения в ЕБС.

Передать свою биометрию решили пока лишь около трех миллионов россиян, такие данные в январе 2025 года приводили в Центре биометрических технологий. Положительно относятся к идентификации по лицу и голосу четверть наших соотечественников, следует из свежего опроса ВЦИОМ. Но цифра растет: в 2023-м биометрии доверяли только 15 процентов опрошенных.

Официально, подконтрольно, добровольно

По информации Центра биометрических технологий, 80 процентов регистраций в ЕБС пришлось на 2024 год. Это говорит о большей информированности людей о возможностях биометрии и о расширении этих возможностей, уверен зампред Комитета Госдумы по информационным технологиям Антон Горелкин.

«Думаю, со временем авторизация по лицу станет привычной альтернативой предъявления паспорта везде, где это необходимо, — сказал «Парламентской газете» депутат. — Но именно альтернативой: людям, которые по каким-либо причинам не хотят пользоваться биометрией, должен быть доступен привычный способ проверки личности. Эта норма прописана в законе о биометрической системе, и мы очень внимательно следим, чтобы принцип добровольности соблюдался».

Что касается биометрических перспектив, то они широкие, считают эксперты. Уже сейчас, подтвердив свою личность, можно открывать счета в банках и брать кредиты, оформлять договоры с мобильными операторами, совершать покупки в маркетплейсах и обычных магазинах, оплачивая их улыбкой, проходить в метро и на стадионы. Но делать все это специалисты рекомендуют только в проверенных сервисах.

Одним из самых безопасных способов идентификации биометрию назвал первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Добавив: при соблюдении ряда условий. Во-первых, должна сохраняться строгая регламентация хранения и обработки биометрических данных — перед подключением нужно убедиться, что организация сотрудничает с ЕБС. Во-вторых, необходимо обеспечить добровольность использования биометрии, сохраняя традиционные способы идентификации. В-третьих, люди должны быть полностью информированы о том, как используются их биометрические данные.

«Убежден, что биометрические технологии могут сделать нашу жизнь более удобной и безопасной, но только при условии ответственного подхода к их внедрению и соблюдения всех необходимых мер защиты персональных данных», — заключил Артем Шейкин.

Безопасные и чувствительные

Угнать биометрию или подделать такие персональные данные сложно или практически невозможно, заверил «Парламентскую газету» телеком-эксперт Эльдар Муртазин.

«При текущем развитии технологий это выглядит крайне маловероятным, — сказал он. — Биометрия — не только российский, но и мировой тренд. Мы видим, как ее используют для обеспечения безопасности в аэропортах, на других стратегических объектах. Волноваться о том, что ваши персональные данные становятся кому-то доступны, не стоит. Ведь фактически организации, компании или службы получают доступ только к вашей фотографии».

Несмотря на описанную экспертами простоту, биометрические данные относятся к особой категории, к ним даже применяют особое законодательство. Штрафы за утечку таких сведений выше, чем за другие данные. Для физлиц — до 500 тысяч рублей, для должностных — до 1,5 миллиона, для организаций — до 20 миллионов рублей. Повторные нарушения караются еще строже: от 25 до 500 миллионов рублей. Эти поправки вступят в силу 30 мая 2025 года.

И снова о перспективах

Две трети россиян, 68 процентов, знают, что такое биометрия, показал опрос ВЦИОМ. Из 25 процентов, что доверяют идентификации по лицу и голосу, 42 процента сказали, что работать с такими данными должны только госучреждения, а 44 процента и вовсе отметили, что никому бы не доверили свою биометрию.

Меж тем эксперты видят перспективу в распространении биометрической идентификации на бизнес-среду. Например, для оформления доверенностей или заверения договоров. А с марта 2024 года в России проводят эксперимент «Старт бизнеса онлайн», в рамках которого можно получить электронную подпись без личного обращения.

Биометрию используют и, что называется, в обычной жизни: популярностью стали пользоваться замки, которые узнают входящего человека по лицу. Однако опрошенные «Парламентской газетой» юристы затруднились ответить, как в этом случае нужно взаимодействовать с ЕБС.

«Очевидно, что у прохода на рабочее место по биометрии должна быть более привычная альтернатива — паспорт, пропуск, в общем, что-то материальное, — отметила кандидат юридических наук Анастасия Колесникова. — Если же сотрудник соглашается на использование биометрии, его данные должны храниться в защищенном контуре. В целом эти правоотношения не до конца урегулированы».