Employee Experience в ИТ. Кто главный бенефициар: сотрудник или работодатель?

Особенности Employee Experience для ИТ-специалистов

Employee Experience в ИТ. Кто главный бенефициар: сотрудник или работодатель?
© It-world

За время активной цифровизации мы поняли, что ИТ-специалисты, как отдельная целевая аудитория сотрудников, обладают рядом отличительных характеристик, влияющих на их опыт внутри компании. В первую очередь это высокая географическая распределенность (читай: удаленность) команд. В отличие от большинства офисных сотрудников, часть разработчиков в наших командах работает в гибридном или полностью дистанционном формате. Это создает определенные вызовы для процессов найма, адаптации, коммуникации и взаимодействия внутри НЛМК.

Еще один важный аспект — скорость выхода на производственную мощность. Если в других сегментах менеджмент может выделить длительный временной промежуток на онбординг и обучение сотрудника, то в ИТ-сфере критически важно, чтобы новый специалист быстро приступил к выполнению задач. Логика простая: код нужно обновлять и поддерживать, а любой простой выливается в недополученную прибыль и эффекты.

Наконец, ИТ-специалисты предъявляют особые требования к карьерному росту. Для них важны четко структурированные карьерные треки и матрицы компетенций, прозрачные критерии продвижения и участие в профессиональных сообществах. Стандартные подходы к индивидуальному плану развития не всегда соответствуют их ожиданиям.

ИТ-разработчики сегодня: кого не хватает, где брать и как удержать?

В результате нам пришлось перестроить процедуру найма, разработать ускоренные программы адаптации, которые позволяют минимизировать задержки и вовремя интегрировать сотрудника в команду. А затем — создать специализированные механизмы карьерного роста, адаптированные под ИТ-направление.

Цифровые инструменты как основа EX в ИТ

Одним из ключевых изменений в HR-процессах НЛМК стало внедрение цифровых инструментов, специально разработанных для ИТ-сегмента. В сфере подбора персонала мы начали использовать платформу цифровизации рекрутинга (Skillaz), что позволило автоматизировать процесс найма и адаптировать его под нужды ИТ-направления. Это не только ускорило подбор специалистов, но и сделало его более точным за счет применения алгоритмов и аналитики. Платформа для подбора ИТ собирает контакты со всех профильных ИТ-сообществ и сайтов по необходимому стеку, автоматически формирует описание вакансий при помощи ИИ, адаптирует эти описания для постов в телеграм-каналах. С использованием платформы срок закрытия вакансий по ряду позиций сократился до 20%.

Адаптация сотрудников также требует цифровых решений. Из-за распространения удаленной работы в ИТ-командах традиционные методы онбординга теряют свою эффективность. Чтобы с этим справиться, мы внедрили систему (Knomary), которая помогает сотрудникам быстрее интегрироваться в корпоративную среду. Такие платформы обеспечивают доступ к необходимым материалам, знакомят нового сотрудника с коллегами и облегчают процесс вхождения во внутренние процессы. До начала работы в компании у сотрудника запускается чат-бот с ответами на основные вопросы, далее сотрудник заходит на платформу для цифрового трудоустройства, где загружает необходимые документы и подписывает трудовой договор. Сама платформа по адаптации сопровождает новичка с первого дня, при выполнении всех задач и после прохождения всех курсов новичок получает корпоративную валюту (феррумы).

Как роботы помогают избавиться от ненужной нагрузки сотрудникам и автоматизировать HR-функции

После прохождения этапа адаптации сотрудник попадает в платформу постановки годовых целей (собственная разработка — Платформа MBO), где видна синхронизированность целей всей команды, где видны цели руководителя. Так весь путь сотрудника становится полностью цифровым.

 Инвестиции в EX: необходимость или временный тренд?

На первый взгляд может показаться, что все эти изменения направлены на повышение эффективности бизнеса. Однако в действительности основную выгоду от развития Employee Experience получают сами сотрудники — удобные инструменты для работы, ускоренные процессы адаптации и персонализированные возможности развития. Для нас как работодателя внедрение таких решений связано с дополнительными трудозатратами, необходимостью постоянного мониторинга пользовательского опыта и адаптации HR-стратегий под меняющиеся запросы рынка. Но почему мы на это идем?

На наш взгляд, компании инвестируют в цифровые инструменты не только из желания улучшить условия труда, но и потому, что современные ИТ-специалисты ожидают высокого уровня цифровизации HR-процессов. Более того, наличие продуманного Employee Experience становится конкурентным преимуществом в борьбе за лучшие кадры.

В ближайшие годы — пока рынок остается кандидатским — Employee Experience в ИТ, скорее всего, продолжит развиваться в сторону персонализированного подхода. Компании будут все глубже анализировать потребности сотрудников, адаптировать инструменты под их индивидуальные предпочтения и создавать экосистему, в которой каждый специалист сможет не только эффективно выполнять свои задачи, но и профессионально развиваться.