Крутой поворот на «Инской»: Бастрыкин требует разобраться, пока шахтеры на улицу не вышли

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обратил внимание на задержку зарплат работникам шахты «Инская» в Беловском районе Кемеровской области.

Крутой поворот на «Инской»: Бастрыкин требует разобраться, пока шахтеры на улицу не вышли
© Свободная пресса

Не получающие заработанных денег с осени 2024 года шахтеры намерены организовать уличные акции протеста, сообщает «Сибирский экспресс». В настоящее время долги 383 работникам «Инской» составляют около 65 млн рублей.

Губернатор Кузбасса Илья Середюк назвал ситуацию с невыплатой денег сложной и сообщил, что собственник шахты не в состоянии выплатить долги. 287 работников уже уволены, системы функционирования шахты в настоящее время поддерживают 148 сотрудников.

«Мы помогаем людям — частично выплатили заработную плату. Помогаем трудоустроиться на других угольных предприятиях, где готовы принимать всех желающих работников «Инской», обеспечить переквалификацию за свой счет. Одновременно мы обратились в правоохранительные органы с просьбой разобраться, где деньги рабочих, которые они должны были получить за проданный уголь», - приводит издание «Аргументы и факты-Кузбасс» высказывание Середюка.

Стоит напомнить, что в ноябре 2024 года владелец шахты «Инская» Денис Немыкин был арестован по делу о невыплате зарплаты и злоупотреблении полномочиями. Планировалось, что зарплатные долги погасит новый владелец предприятия, однако эти планы до сих пор не удалось реализовать.

Осенью прошлого года, когда невыплаты зарплат только начались, шахтеры начинали голодовку (но потом прекратили ее), затем пригрозили забастовкой, а сейчас, когда идут увольнения, они заявили о готовности перейти к уличным акциям протеста.

«Учитывая, что профсоюз может остаться бездействующим и не соблюдать все возможные меры для защиты шахтеров и жителей Кемеровской области, мы обратимся непосредственно к президенту и организуем собрание возле администрации городов Кемерово и Белово», - говорится в обращении работников шахты, опубликованном в группе «Мое Белово» соцсети «Одноклассники».

В направленном Федерации независимых профсоюзов Кузбасса послании говорится, что, несмотря на обещания администрации шахты, многие работники так и не получили зарплаты.

«Несмотря на сложную экономическую ситуацию и санкции, мы продолжали работать. Однако вместо того, чтобы снабжать население нашей страны качественным топливом, уголь массово вывозится за границу. В результате по всей Кемеровской области люди остались без доступного и качественного топлива, а мы — без честно заработанных денег», - отмечается в послании.

В Федерации профсоюзных организаций Кузбасса «СП» сообщили, что к ним поступало письмо о нарушениях трудовых прав работников «Инской», однако на шахте отсутствует профсоюзная организация, поэтому защищать права трудового коллектива, согласно законодательству, они не могут.

Политолог, член Центрального совета профсоюза «Новый труд» Анатолий Баранов подчеркивает, что наличие профсоюзной организации на предприятии в нынешних условиях является для трудового коллектива насущной необходимостью.

- Даже если это ячейка ФНПР, сервильной по отношению к власти, все равно она не может оставаться безучастной в ситуации, когда длительное время не выплачивается зарплата. Она обязана реагировать, ее собственный устав обязывает вмешаться.

В любом случае, профсоюз имеет право обращаться в Следственный комитет, судебные инстанции – это его святая обязанность. Немаловажно, что именно профсоюз подписывает трехстороннее соглашение, участниками которого являются администрация, владельцы предприятия, государство, а также трудовой коллектив. Причем трудовой коллектив представляет именно профсоюз.

«СП»: Возможно, прежний владелец препятствовал созданию профсоюза на шахте?

- Я сомневаюсь, что в начале процесса задержек с зарплатами никто из шахтеров не подумал о его наличии. Наверняка мысли такие возникали: а где наш профсоюз? Почему его нет? Такое порой имеет место, когда некий владелец предприятия создает преграды для образования профсоюзной организации.

Хотя существование профсоюза – выгодно работодателю, поскольку с ним можно решать вопросы, касающиеся жизни трудового коллектива, вести диалог с ним. Более того, профсоюз берет на себя решение каких-то вопросов, на которые владелец не обращает внимание и это потом выходит ему боком. Не исключаю, что находящийся сейчас в некомфортных условиях владелец шахты размышляет об этом.

Отсутствие профсоюза на предприятии в наше время – это, знаете, средневековье, прямо скажем. Трудящиеся должны иметь возможность отстаивать свои интересы. В таком случае владелец их не будет игнорировать, а государство не сможет отмахнуться, как это порой бывает.

Нет профобъединения – чиновники порешали с владельцами предприятия нужные вопросы – и до поры до времени тишина. Пока не разразится скандал, типа того, что произошел на «Инской».

«СП»: Насколько это сложный процесс – создание профсоюзной организации?

- Это можно сделать за полчаса. Собрались даже три человека, приняли решение, выполнили несложные процедуры. И профсоюз считается созданным, может функционировать. Могут обратиться к нам в организацию, ко мне, через соцсети профсоюз можно легко найти.

«СП»: Есть ли шансы у работников шахты получить заработанные деньги, учитывая сложившуюся ситуацию?

- Есть. Нужно просто инициировать процесс банкротства предприятия и потребовать передать его за долги трудовому коллективу. Конкретно – юридическому лицу в лице профсоюзной организации, которая уже примет решение, как быть. Все это в рамках закона и вполне возможно.

Или потребовать от новых владельцев, если «Инскую» получит новый собственник, выполнять обязательства предшественника. В любом случае, действия работников будут максимально эффективны при наличии профсоюза.