"Большая приватизация": в чем преимущества и есть ли подводные камни
ДОМ.РФ и еще семеро
Выступая на расширенном заседании коллегии Росимущества 18 марта, глава Минфина Антон Силуанов заявил: "У нас будет предложение по "большой приватизации". На наш взгляд, сейчас как раз то время, когда можно было бы еще раз этот вопрос поставить на повестку дня в 2025 году. Предстоит утвердить новые стратегии развития госкомпаний, чтобы повысить их вовлечение в достижение национальных целей". Кроме того, по его словам, в текущем году будет активизирована приватизация имущества, поступающего в казну по судебным решениям.
Министр напомнил о поставленной президентом задаче удвоить капитализацию фондового рынка к 2030 году и в связи с этим сообщил о том, что в этом году готовится размещение акций ДОМ.РФ на фондовом рынке на сумму не менее 15 млрд рублей. Решение по этому вопросу зафиксировано в принятом Госдумой в конце прошлого года законе, из которого следует, что Российская Федерация сохранит контролирующую долю владения в акционерном обществе ДОМ.РФ (не менее 50% акций плюс одна обыкновенная акция).
Помимо ДОМ.РФ, на заседании коллегии Росимущества не прозвучало ни одного названия госкомпаний, которые могут быть приватизированы. По окончании мероприятия заместитель министра финансов России Алексей Моисеев заявил журналистам, что утвержденного правительством перечня компаний пока нет. При этом он уточнил, что в следующем году министерство внесет на приватизацию "около семи компаний".
"Чтобы продать в 2026-м, надо реально год — полтора подготовки. То есть эти компании даже не все ПАО (публичные акционерные общества — прим. ТАСС), и там понятно, что надо юридическую структуру и форму менять, знакомить инвесторов", — добавил Моисеев. По его оценке, в результате приватизации семи компаний в бюджет может поступить от 100 до 300 млрд рублей.
Аргументы в пользу приватизации
"В условиях жесткой бюджетной политики дополнительные средства, которые могут быть высвобождены в результате полной или частичной приватизации некоторых государственных предприятий, в том числе обращенных в доход государства, становятся особенно актуальными", — заявил ТАСС независимый инвестиционный советник, основатель GBIG HOLDINGS Руфат Абясов. По его мнению, приватизация, скорее всего, будет происходить через развитие фондового рынка с привлечением якорного частного инвестора и последующей продажей миноритарных пакетов акций.
"Конечно, практика народных IPO (первичное размещение акций — прим. ТАСС) в нашей стране имеет довольно неоднозначную историю, но тем не менее за прошлый и позапрошлый годы в России произошло рекордное количество IPO компаний средней капитализации. Если за все предыдущие 20 лет на рынок вышло всего несколько компаний без госучастия, то в прошлом году размещение на бирже провели 14 компаний (рекорд за 17 лет). Это весьма значительный результат, указывающий на растущую популярность российского фондового рынка среди отечественных частных инвесторов", — полагает эксперт.
Как говорит Руфат Абясов, публичные размещения помогут решить сразу несколько задач. Во-первых, средства, полученные от приватизации, помогут стабилизировать бюджет и обеспечат в него дополнительный приток денег. Во-вторых, компании, став публичными с частным участием предпринимателей и большим количеством миноритарных акционеров, будут работать более эффективно. И наконец, это поможет быстрее достичь высоких показателей развития фондового рынка к 2030 году.
Контраргументы
Доцент Финансового университета при правительстве РФ, политолог Леонид Крутаков высказывает противоположную точку зрения. Ему конечная цель новой большой приватизации непонятна. "Если речь идет о дополнительных поступлениях в бюджет, то это затыкание небольшой дырочки. Разовая продажа актива, который способен генерировать прибыль и дает эффекты роста, — так себе коммерческая операция", — заявил он ТАСС.
По словам эксперта, было бы неплохо извлечь уроки из советского опыта и опыта большой приватизации 90-х, которая проводилась под лозунгом "частный бизнес эффективнее государственного". "Но это не так, — продолжает Леонид Крутаков. — Эффективность того или иного бизнеса определяется взаимоотношениями собственника и управленцев. Проблема и Советского Союза, и приватизации 90-х годов заключалась не в том, кто был собственником, а в том, что владелец и топ-менеджмент совмещались. В результате не было контроля. Поэтому неэффективные госкомпании надо не продавать, а менять в них руководство. Важно, не кому принадлежит, а с кого спрашивать за результат. И с государственного предприятия спрашивать проще".
По мнению политолога, в текущих условиях, когда страна живет под давлением санкций в режиме восстановления национальной индустриальной самодостаточности, требуется не новая приватизация, а создание новых точек роста и зон определенности. "Сегодня приватизация — это не способ увеличить эффективность, а способ решения тех или иных лоббистских интересов в ту или иную сторону. Поэтому список (компаний — прим. ТАСС) так долго согласовывается, а некоторые высокопоставленные лица высказывают противоречивые мнения по поводу целесообразности приватизации", — считает Крутаков.
Кто может попасть в список
В этом смысле довольно любопытно проследить, как менялась за последние два года риторика главы ВТБ Андрея Костина. "Передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — инструмент, уже неоднократно доказавший свою эффективность", — писал он в своей колонке для РБК в апреле 2023 года. Чуть позже в интервью телеканалу "Россия 24" он даже перечислил возможных претендентов на приватизацию.
"Это могут быть какие-то неконтрольные пакеты крупных компаний <…>. У нас есть еще крупные предприятия, условная "Транснефть" есть, РЖД. Недавно мне наши бизнесмены высказывали, нельзя ли прикупить кусочек "Почты России". Поэтому в этом плане крупные, инфраструктурные (компании — прим. ТАСС) еще оставшиеся могут быть", — сказал Костин. Также в качестве примера он привел Объединенную судостроительную корпорацию, отметив, что она аккумулирует 80% активов отрасли, что "недопустимо".
Спустя полгода — осенью 2023 года — отвечая на вопрос о том, считает ли он приватизацию потенциальным источником бюджетных средств, Андрей Костин заявил: "Идея умерла". А в конце прошлого года подтвердил свои слова, добавив, что, если государство сочтет это необходимым, ВТБ не будет возражать: "Сейчас, честно говоря, не самое хорошее время. У нас действительно были планы, мы одно успешное для нас провели IPO, после чего у нас было еще много размещений. Мы не против, если государство решит, так мы, конечно, проведем. Но по какой цене? Это дело государства. Мы позитивно всегда на приватизацию смотрим".
Сегодня о приватизации доли ВТБ речь не идет, но эксперты не исключают того, что в перспективе она возможна. Говоря о потенциальных претендентах на участие в "большой приватизации", Руфат Абясов отмечает следующее: "Первые контуры будущей программы уже видны: заявленное размещение акций ДОМ.РФ можно будет считать пробным шаром. ВТБ, "Аэрофлот", отдельные структуры РЖД также вполне могут оказаться в первых рядах". Эксперт добавляет, что на продажу могут быть выставлены и ранее национализированные активы. "Вот, например, "Макфу" вполне могут таким образом реализовать (в прошлом году имущество АО "Макфа" и аффилированные с ним компании перешли в собственность государства — прим. ТАСС)".
Евлалия Самедова