Российский бизнес увеличивает расходы на соцпакеты для сотрудников

Расходы российского бизнеса на соцпакеты для сотрудников продолжают расти. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на исследование негосударственного пенсионного фонда «Достойное будущее». По их данным, 78% работодателей нарастили бюджет на соцльготы еще в прошлом году, 82% при этом планируют их увеличивать.

Российский бизнес увеличивает расходы на соцпакеты для сотрудников
© BFM.RU

Приоритетными направлениями среди элементов соцпакета бизнес считает программы повышения квалификации. На втором и третьем местах — психологическая поддержка и консультации, ДМС. Среди эффективных мер работодатели назвали программу компенсации обедов, спортивные направления и корпоративные пенсионные программы. О том, насколько активно применяются соцпакеты, и об их эффективности «Бизнес FM» узнала у предпринимателей:

Сооснователь и директор по развитию компании — разработчика цифровых продуктов в области мобильной коммерции «Арксинус» Павел Голуб:

«В IT-отрасли и в сфере диджитал-проектов такой тренд существует давно, то есть это для нас совсем не новость, социальные пакеты увеличиваются, растут в объеме. Цель не в том, чтобы даже привлекать новых сотрудников, хотя это немаловажно, а в том, чтобы их эффективно удерживать. Так как этот тренд давно задали крупнейшие лидеры рынка, то все остальные тоже должны следовать в этом же фарватере, если они хотят оставаться конкурентоспособными. Мы идем по тому же пути, единственное, что мы стараемся расширять социальный пакет не бесконтрольно, мы стараемся двигаться с опорой на реальные потребности и запросы команды, потому что, условно, ДМС могут предложить многие, а комфортную среду, ориентированную на развитие, ориентированную на профессиональные вызовы, на личный профессиональный рост, создать сложновато. Поэтому мы, учитывая в том числе особенности того, что на рынок вышло уже давно поколение Z, которому важно не просто получать материальные, легко ощущаемые бонусы, но и следовать в фарватере какой-то миссии, задач, личных вызовов, мы вынуждены адаптировать свой социальный пакет. Вот такие особенности».

***

Генеральный директор проектно-строительной компании «Атлант» Дмитрий Минин:

«Мы, для того чтобы удержать сотрудников, вкладываемся в обучение и подписываем с ними соглашение о том, что они обязуются какое-то время проработать у нас, для того чтобы не потерять специалиста. Мы начали это делать примерно полтора года назад. Для того чтобы квалифицированные люди, которые нас устраивают, могли развиваться, мы начали давать им обучение, и этим мы их привязываем к себе, и плюс делаем дополнительное соглашение на то, что они обязуются минимум какое-то время отработать в нашей организации, этим самым мы их и удерживаем. Мы, как и все организации, попали в струю роста заработных плат, но мы понимаем, что кто дороже предложит, тот забрал себе сотрудника, он не получит качественного кадра себе. То есть, давая большие деньги, качество кадра не улучшается, а, по сути, они спекулятивно играют именно на стоимости заработных плат. Соответственно, мы, понимая это, начали делать по-другому, мы начали предлагать среднюю достойную заработную плату, но при этом предлагаем квалификацию, обучение и развитие».

***

Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:

«Я бы не сказал, что это тренд именно последнего года, на мой взгляд, этому тренду уже лет десять, за последние три-пять лет тренд усилился. Касательно нашей компании, у нас многие элементы социальной поддержки наличествуют, у всех есть ДМС, на производстве есть оплаченное питание, оплаченная доставка к работе и от работы транспортом. Проводятся многочисленные спортивные мероприятия, есть волейбольная команда, есть футбольная команда, есть шахматная, то есть много подобного рода активностей. Поощряется участие сотрудников в самостоятельных направлениях, есть дополнительная мотивация за сдачу норм ГТО. Те, кто могут их сдать, сдают и получают дополнительные дни отпуска. Касательно обучения, корпоративное обучение поставлено давно, по повышению квалификации проходят обязательные тренинги, после тренингов сдаются короткие тесты, проверяется усвоение материала. И обучение все время идет по нарастающей, соответственно, растет квалификация работников. Причем обучаются все: и производственники, и административный персонал, каждый в том направлении, в каком нужно. Причем есть обратная связь, собираются заявки, какое обучение еще желательно, кто что хочет подтянуть. Поэтому такой тренд действительно существует, и если компания отлаживает все эти процессы социальной поддержки, то это является плюсом для компании».

Компании, как пишет газета «Известия» со ссылкой на данные сервиса hh.ru, начали сокращать наем сотрудников. Число размещенных вакансий снизилось на 15% в первые месяцы 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого. О схожих тенденциях ранее заявляли и в ЦБ. По данным регулятора, работодатели оптимизируют увеличение зарплат, но темпы их роста продолжают оставаться выше среднего многолетнего уровня.