«В хорошей студии должны быть хорошие люди»: основатель звукового агентства «Рексквер» Александр Татаринцев о звучании, бизнесе и креативе
Музыка, реклама и озвучка являются неотъемлемой частью современной жизни. Грамотное звучание в наушниках, автомобилях и телевизорах обеспечивают специалисты звукозаписывающих студий. Именно они делают жизнь ярче и помогают получить удовольствие и «кайфануть» от прослушивания музыкальных композиций. В интервью с изданием «Вести Подмосковья» основатель звукового агентства «Рексквер» Александр Татаринцев подробно рассказал об этапах развития студии, бизнесе, творчестве и креативе и приоткрыл тайны звукозаписи в своих студиях.
- Звуковое агентство «Рексквер» было основано в 2008 году. Расскажите об истории создания, почему выбрали такое название?
- Я жил тогда в Тамбове, занимался звуком: монтировал рекламные ролики, озвучивал рекламу, программы; также я работал диктором на спортивных мероприятиях – от хоккея до единоборств. Будущее название своей компании я крутил в голове примерно с 2005-го года. Как и всякого человека «с периферии», меня манили огни столицы, её шум и гам – раз мы про физический термин звук. Тишина была не для меня. Она нужна после работы: послушать трели птиц, шум ветра, воды.
В Москве были перспективы, куда более объемные, чем в моем родном городе. А что в Москве самое известное? Конечно, Красная площадь. В переводе с английского – Red square. Поменяв всего одну букву, d на с, вышло забавное фантазийное название «RECSQUARE» (РЕКСКВЕР).
- Несомненно, Москва дает огромные возможности. Да и здесь сосредоточено большое количество известных брендов, талантливых исполнителей и компаний.
- Конечно! Москва — это не только огни, но еще и звук, да еще какой! Здесь обретали свой голос компании, бренды, здесь писалась самая известная музыка, работали самые известные артисты. Я мечтал здесь работать и жить. Поэтому через некоторое время я переехал в столицу и построил свою первую столичную студию звукозаписи. До этого момента я зарегистрировал доменное имя, сделал первую версию сайта, а также открыл ООО.
Первая столичная студия была построена в одном из цехов завода (кажется, Завода цветных металлов). Я придумывал рекламу для различных радиостанций, озвучивал рекламные ролики, упаковку телеканалов, записывал дикторов и артистов озвучки, монтировал звук. Также я был и курьером в своей фирме – документы возил лично. Затем была построена одна студия, потом другая.
- Вы специализируетесь на производстве профессионального медиаконтента, расскажите о вашей команде? Как она сложилась?
Так вышло, что я «доморощенный» бизнесмен. Я не оканчивал специальных бизнес-курсов. По образованию я журналист, редактор. Довольно легко нахожу язык с людьми и довольно быстро понимаю – мой человек или нет. Я прошел через сотрудничество с десятками людьми, входящими когда-то в менеджмент Рексквер. Были бизнес-партнерства – и удачные, и не очень. В ходе развития компании я, наверное, наступил на все грабли, которые только могут быть: и найм знакомых, и работа с немотивированными людьми. Была работа и с профессиональными эйчарами. И размещение вакансий на профильных платформах.
- Со временем удалось решить сложности и собрать профессионалов? Или Вы еще в поиске?
- На данный момент у меня профессиональный коллектив, в котором не все изначально работали в продакшене медиаконтента. По образованию мы все разные: есть и социологи, и журналисты (как я), есть психологи, и, обладатели престижных корочек MBA. Если брать шире понятие команды, то представителей каких только профессий нет в команде: артисты, режиссеры, звукорежиссеры, продюсеры, лингвисты, финансисты, преподаватели, маркетологи и проч. Практически все, кто относится к менеджменту компании, свободно владеют английским языком. Это минимальное требование. Почему – скажу позже.
- Ваше портфолио впечатляет, вы работаете с известными российскими артистами и крупными компаниями – расскажите подробнее о том, как реализуются проекты?
- В Рексквер обращаются как за полным циклом продукта, так и за отдельными составляющими: креатив, озвучка, монтаж, написание или лицензирование музыки. У нас даже есть свой сервис сток-музыки, где клиенты за скромные деньги могут приобрести трек и использовать его в своих продуктах.
- Получается вы предлагаете полное сопровождение?
- Да, одним из распространенных запросов как раз является ролик под ключ. Клиент, допустим, крупный столичный застройщик. Ему нужна эффективная реклама на радио. Мы делаем сценарий, в котором рассказываем, какие слова будут произносить герои ролика, к чему они будут призывать.
Затем наступает время кастинга артиста озвучки. Это ответственный момент: заказчику важно какой голос станет «лицом» бренда. На этом этапе мы предоставляем клиенту аналитику по конкретному чтецу: в какой рекламе чаще всего звучит тот или иной голос, какое у него амплуа и так далее. После мы приглашаем заказчика в студию на озвучку. Или делаем всё дистанционно: мы одни из первых, кто в России начал работать в озвучке по скайпу, телефону и другим средствам коммуникации. Мы это делали до того, как это стало популярным процессом на рынке продакшена. Главное сделать так, чтобы во время записи актера (актрисы) озвучки, клиенту было комфортно. Чтобы создавалась его полная причастность к процессу производства будущего ролика. Затем идет этап монтажа, выбора музыки, согласования.
- То есть клиент чувствует себя максимально комфортно, доверившись профессионалам и ничего не делая глобально, но получает максимальную вовлеченность в процесс?
- Именно так, этого принципа мы и придерживаемся. После всех этапов и завершения работы идут рукопожатие и обнимашки: 85-88% наших клиентов остаются с нами на десятилетия! Этот процент – наша особая гордость, которая достигается за счет внимания продюсеров к каждому клиенту и документообороту между контрагентами. Документооборот, скорость обработки входящих лидов (потенциальных заказов) у нас на высочайшем уровне. Не побоюсь пафоса: мы умели работать быстро еще до массового внедрения СРМ-систем. Мы действительно фастсервис.
- За время работы бренда у вас получилось создать отличный бизнес, который работает как часы и, я уверена, приносит удовольствие. Если не против, расскажите больше о себе?
- Конечно, кроме успешного бизнеса у меня есть особый предмет гордости! Я семейный человек. У меня трое детей. Сейчас, гуляя по Москве со своими детьми, они задают мне вопросы «Пап, а что это за здание?» А я с гордостью говорю: ваш папа имеет отношение к этому красавцу жилому комплексу: несколько лет назад мы делали этой компании отличную рекламу! Всё начиналось с белого листа в моем ноутбуке… А сейчас эти дома создают современный облик столицы, и радуют своих жильцов комфортом, сервисом и удобствами мегаполиса.
В ту же гордую категорию можно отнести и известные всей стране продукты (социальные, финансовые, образовательные, культурные), звук для которых делаем мы. Это различные приложения, голосовые помощники, голосовые гиды, навигаторы, системы умных домов, умные колонки и прочие современные штуки.
- Вы также работе на международном рынке. Насколько успешен бизнес за рубежом? С каким запросом может обратиться клиент?
- «Рексквер» в международном формате делает то же самое, что и в нашей стране: кастинг артистов озвучки на основных мировых языках, запись дикторов, финальный монтаж продукта. Чаще всего мы озвучиваем рекламу и видеоигры, а также видеоролики, приложения.
Кстати, о кастинге. Кастинг – наш конек. В некоторых случаях мы предлагаем клиентам до нескольких сотен вариантов выбора артистов озвучки. Есть опыт, когда голосом одного известного в России приложения (по условиям контракта мы не имеем права говорить название) стал один из 800 (!) претендентов.
- А какие еще есть «плюшки» для клиентов в других странах?
- Кстати об этом - мы делаем подробный анализ социальной активности будущего голоса компании, продукта. Такая аналитика востребована в международных проектах. Для больших компаний важно, чтобы голос их бизнеса/продукта/сервиса имел схожие взгляды, интересы, настроения. Чтобы не было конфликта интересов между аудиторией и амбассадором, брендвойсом (фирменным голосом проекта, торговой марки). Да, в наше время такие вводные имеют большое значение.
- У вас есть уже сформировалось имя на рынке. Может приоткроете немного завесу тайны - есть ли какие-то грандиозные планы на будущее? Новые проекты, студии?
- Спасибо за «имя»! Во-первых, за имя благодарю своих родителей. Они дали имя мне и приучили к добросовестному труду. Благодарю небеса и моих сотрудников за имя компании, её репутацию и возможность быть причастным к большому медиамиру.
Планы есть – из них состоит каждый рабочий день любого предпринимателя. Из тех, что можно раскрыть, внедрение инструментов, связанных с ИИ. На это есть большой запрос как больших, так и маленьких компаний, и частных клиентов. Мы пионеры в области обучения нейросетей человеческой речи. Мы записываем огромные дата-сеты для обучения нейронок на английском, испанском, португальском, немецком, иврите, казахском, узбекском и других языках мира. У нас большое портфолио подобных проектов для крупнейших айти-компаний России и мира.
- А расширяться хотите? Или пока все же сосредоточились на ИИ?
- Конечно, расширение географии работы, сервисов, возможностей нашей компании в технологичных сервисах в планах есть. А как без этого. Но пока все карты раскрыть не могу.
- Что должно быть в хорошей студии звукозаписи? Как у вас получилось создать настолько профессиональную и комфортную атмосферу?
- В хорошей студии, безусловно, должны быть хорошие люди – без них никак. Уточнение - не только хорошими, но и обязательно профессионалами своего дела. С желанием помочь клиенту. Понять его запрос, проблему. Сделать его проект на высочайшем уровне.
Мы создали не просто студию звукозаписи, «Рексквер» – это целое звуковое агентство, где сама студия является лишь частью бизнеса, его юнитом. Мы делаем продукты, которые интересны в первую очередь людям. И не забываем про творчество: наши проекты с озвучкой аудиокниг – как раз творчество, к которому можно прикоснуться каждый, кто ценит литературу, хорошие голоса и безупречный звук. Проект называется «Рексквер аудиокниги» и доступен в Рутьюбе, ВКонтакте, а также на различных площадках – от Яндекс.Музыки до Литреса.
- Дадите советы новичкам? С чего можно начать, чтобы открыть качественную студию?
- Можно пофилософствую?
- Конечно!
- Друзья, начните с любви к своему делу. Звук – это то, с чего начинается наша жизнь на планете Земля. Звукозапись – это про красоту, эстетику, про творчество, про желание дать миру красивый звук, приятно звучащую упаковку повседневной жизни. Если этой красоты изначально нет, то надо либо её увидеть, вырастить, либо выбрать другой путь. Но вы всё-таки попробуйте.
«Рексквер: вот увидите – вас услышат»!