Исследование: Рост онлайн-торговли в 2025 году замедлится
Рынок онлайн-ритейла в России продолжает свое стремительное развитие, однако темпы роста в 2025 году станут более умеренными.
В 2025 году объем онлайн-продаж увеличится год к году на 29% и достигнет 14,2 трлн руб., прогнозируют аналитики IBC Real Estate. Рост количества заказов также продолжится и по итогам года может увеличиться на 40% - до 10,8 млрд шт.
При этом по сравнению с динамикой прошлого года аналитики отмечают постепенное снижение темпов роста показателей, которое, по их мнению, будет продолжаться и в последующие годы из-за накопленного за последние несколько лет эффекта высокой базы.
Так, по итогам 2024 года объем онлайн-продаж составил 11 трлн руб. (+39% год к году), а количество заказов за год выросло до 7,7 млн шт. (+48% год к году). Доля онлайн-ритейла от оборота розничной торговли (ОРТ) в 2024 году составила 20% (+4 процентных пункта). В перспективе ближайших лет доля онлайн от ОРТ продолжит возрастать, однако темпы будут постепенно замедляться в силу замедления динамики роста рынка онлайн-торговли в целом.
Ввиду того, что рост количества заказов опережал рост онлайн-продаж, средний чек показал снижение - на 7% до 1 430 руб. Это, считают аналитики, объясняется возрастающей рутинизацией онлайн-ритейла: потребители заказывают чаще, но на меньшую сумму. Средний чек продолжит снижаться, однако более медленными темпами - в первую очередь из-за роста цен.
При этом по отдельным сегментам динамика среднего чека различается. Так, в таких сегментах как продукты питания, бытовая техника и электроника средний чек, наоборот, увеличился на 10% и 24% соответственно. Это оббъясняется, в частности, тем, что продукты питания - одна из наиболее быстрорастущих в цене категорий. Кроме того, ритейлеры, нацеленные на оптимизацию затрат в условиях постоянного роста стоимости логистики, вводят минимальную стоимость заказа и повышают стоимость заказа, необходимую для бесплатной доставки. Что касается бытовой техники и электроники, то увеличение среднего чека вызвано ростом их стоимости из-за санкций, роста курса валют и логистических затрат.
"Онлайн-торговля в России продолжает свою экспансию. Несмотря на снижение темпов роста рынка потенциал дальнейшего развития будет сохраняться продолжительное время", - считает член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями компании Евгений Бумагин.
Сегодня рынок онлайн-торговли характеризуется ростом конкуренции среди онлайн-операторов, наращиванием доли селлеров на платформах и борьбой за лояльность к бренду, добавляют эксперты. Ритейлеры активно инвестируют в развитие собственных торговых марок (СТМ) и переходят на прямые закупки определенных категорий товаров, чтобы снизить зависимость от посредников, повысить маржинальность и укрепить свои позиции на фоне растущих требований потребителей к качеству и уникальности предложений.