Посредники берут по 3-4% за внешнюю торговлю криптовалютой

Об этом рассказала уполномоченная по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева на четвертом заседании рабочей группы по криптоэкономике. По ее словам, использование криптовалюты для взаиморасчетов с зарубежными контрагентами не работает, несмотря на введенный в 2024 г. экспериментальный правовой режим. Она отметила, что отрасль развивается семимильными шагами, но российским компаниями приходится прибегать к услугам посредников и хитроумным схемам при использовании криптовалюты в трансграничных расчетах.

Посредники берут по 3-4% за внешнюю торговлю криптовалютой
© ComNews.ru

Модератор заседания и руководитель рабочей группы, исполнительный директор Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) Александр Бражников сказал, что эксперимент по трансграничным платежам начинает работать, но пока не ясно, как именно. Он отметил, что существует система финансовых агентов по покупке товаров из различных стран мира, среди которых теряется российский след.

"Такая реализация - это здорово. Однако мы считаем, что хватит быть сапожником без сапог и пора создавать собственную сеть, и мы собираем команду для этого", - сказал он.

Слова Татьяны Минеевой поддержал участник встречи вице-президент по развитию бизнеса компании Rockstar Payment Даниил Бисслингер. Согласно его докладу "Цифровые инструменты для внешнеэкономической деятельности", крупные участники внешнеэкономической деятельности пользуются услугами примерно 10 агентов.

"Эти агенты знают друг друга и сотрудничают при необходимости. Однако этот рынок очень велик, и почти каждый день мы сталкиваемся с новыми потенциальными партнерами. С одной стороны, складывается впечатление, что рынок "устаканился", но с другой - он остается неурегулированным в вопросах ставок. Существует запрос на систематизацию международных платежей. На данный момент не существует единого окна или платформы, которая могла бы утвердить процентную ставку. Если бы она была, то вероятность появления коррупционных схем была бы ниже. На наш взгляд, напрашивается некий орган, который мог бы провести эту работу", - сказал он.

По словам руководителя направления трансграничных платежей РАКИБ Владислава Петлюка, существует несколько вариантов трансграничных платежей.

"Первый - неттинг (от англ. Net - сеть), представляет собой фактически бартер выручкой между контрагентами. Себестоимость таких услуг держится на уровне 0,4%, но такие услуги продаются по цене от 1,5%. Второй вариант - сервисные компании, которые являются биржами или юридическими лицами из других стран. Их услуги стоят 1,5%, пользуясь ими, российские компании избавляют себя от необходимости вести большое количество переговоров, как в случае неттинга. В среднем на рынке комиссия посредника составляет от 3% до 5%", - сказал он.

Владислав Петлюк отметил, что многие компании, занимающиеся посредничеством, непубличны из-за угрозы санкций. Он отметил, что рынок нуждается в реестре доверенных посредников, чтобы российские компании понимали, с кем можно работать, а с кем нет.

Однако другой участник встречи - общественный уполномоченный по внешнеэкономической деятельности Максим Черешнев заметил, что создание реестра может привести к тому, что его участники попадут под санкции. По его словам, реестр, с одной стороны позволяет прозрачно регулировать рынок, а с другой - делает прозрачными их участников и ставит их под угрозу блокировки, как это было с криптокошельками биржи Grantex, попавшей под санкции Евросоюза.

"Мало кто из участников внешнеэкономической деятельности понимает, что никто не отвечает за платежных агентов, которые осуществляют деятельность, кроме их юридических бенефициаров из дружественных стран типа ОАЭ. Проблема для многих игроков рынка заключается в том, что никто не несет ответственность за деньги. Вопрос звучит как "Что мы можем системно сделать как правительство Москвы?". Мы можем получить банковскую гарантию, или орган, или уполномоченного муниципального структурного подразделения, которое может обеспечить прохождение платежей. Город не может обеспечить гарантию всех агентов сразу. Но мы можем отработать системные меры по аккредитации агентов, создать орган, который будет понимать, как агенты гарантируют прохождение платежей, но это все делается незаметно для внешнего обывателя", - заключил он.