На Урале малый бизнес разоряется из-за непрозрачной методики оценки объема ТКО

Ударом не просто по карману, а по будущему стали для предпринимателей Северного округа Свердловской области тарифы на вывоз и утилизацию мусора, которые с 1 июля 2024 года увеличились сразу в 2,4 раза. Ошеломленные взлетевшими до космических значений расходами бизнесмены обращались в ФАС - там пообещали прислать комиссию из Москвы. Были и попытки оспорить расценки в суде, но, увы, безрезультатные.

На Урале малый бизнес разоряется из-за непрозрачной методики оценки объема ТКО
© Российская Газета

Тариф в законе

Решение суда вступило в силу, следовательно, новый тариф законен, разводит руками уполномоченный по защите прав предпринимателей Свердловской области Елена Артюх. Оспорить его больше не представляется возможным, но все же ситуация для бизнеса вовсе не безвыходная, уверена она.

Как поясняет правозащитник, итоговая сумма в платежках складывается из двух параметров - объема накопления и тарифа. Тариф устанавливает Региональная энергетическая комиссия (РЭК) на основании утвержденной методики с учетом представляемых регоператором документов, подтверждающих его расходы. Помимо такого обоснования РЭК опиралась еще на два факта: решение антимонопольной службы и то, что предыдущий отказ в повышении тарифа регоператор "Рифей" оспорил в областном суде. Кстати, рассматривая иск федерального ретейлера, то есть крупного образователя отходов, суд тоже пришел к выводу об отсутствии оснований признать решение РЭК недействительным.

- С северных территорий ко мне поступило несколько коллективных жалоб - в общей сложности их подписали более 500 предпринимателей. Мы очень серьезно разбирались в теме, проводили совещания с РЭК и министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области и не нашли оснований считать определение тарифа незаконным, - говорит Елена Артюх.

Платить по факту

- Другое дело, что есть еще норматив накопления. С прошлого лета мы разъясняем предпринимателям: единственный вариант снизить издержки - перейти на оплату по фактическому накоплению, - продолжает Артюх.

Единственный вариант снизить свои издержки - перейти на оплату по фактическому накоплению

Но следует знать, что для этого необходимо выполнить ряд условий, в частности, образователь отходов должен иметь свой контейнер. А чтобы поставить его на контейнерную площадку, нужно обратиться в муниципалитет с просьбой выделить для этого место или отдельный участок.

- Мы по просьбе бизнеса организовывали встречи с представителями регоператора в Качканаре, Кушве, Красноуральске, Нижнем Тагиле, Верхней Салде. Подробно объясняли, куда необходимо обратиться. Но на сегодня у меня нет информации, что кто-то пытается обсуждать такой вариант с регоператором, а тот необоснованно категорически против. Будут факты - будем разбираться, - заверила бизнес-омбудсмен.

Сколько мусорят квадраты

Коль скоро тарифы устояли в судах, значит, нужно добиваться справедливого подсчета объемов. Пока же цена услуги исчисляется просто - она зависит от площади, которую занимает предприятие. И неважно, чем занимается компания, какие услуги оказывает: и магазин продуктов, и кафе, и парикмахерская, и швейное ателье платят за вывоз мусора по одним и тем же ставкам исходя из размеров своих помещений. Возьмем, к примеру, какой-нибудь частный спортивный или танцевальный зал - площади большие, а мусора вряд ли много. Счета же за его вывоз по новым тарифам могут достигать сотни тысяч рублей в месяц. Как быть бизнесу? Способ известен - дополнительные расходы приходится "зашивать" в цену товаров или услуг.

Но и это не приговор. По словам Артюх, сейчас идет переосмысление нормативов накопления ТКО, для чего создана рабочая группа при РЭК. Речь вот о чем. Законодательство предусматривает два способа расчета нормативов: традиционный (путем фактических замеров) и сравнительный, когда замеряют образование ТКО в жилфонде и, умножая эту цифру на специальный коэффициент, выводят норматив для нежилых помещений.

Второй способ проще, но он не учитывает специфику предпринимательской деятельности и особенности территории (сейчас существуют только два варианта - для Екатеринбурга и для прочих муниципалитетов).

- С нашей точки зрения, прежде чем принять решение, нужно детально и с максимальным охватом просчитать сравнительным методом нормативы для нежилых помещений: не вырастут ли они внутри категорий для объектов с разной площадью? Или для тех, кто раньше считал объем накопления ТКО по количеству сотрудников или числу посадочных мест в кафе, а теперь - по единой для всех привязке к общей площади. Данные регоператоров позволяют сделать такой предварительный анализ, - продолжает правозащитник. - Также необходимо исключить попытки компенсировать снижение нормативов за счет увеличения тарифов и упростить переход бизнеса на фактический учет объемов накопления ТКО. Весь 2025 год отведен на то, чтобы регионы усовершенствовали регулирование в этой сфере и начали его применять с 2026-го. Я надеюсь, нам удастся позитивно повлиять на нормативную базу.

Цена воздуха в контейнере

- Возможных выходов из кризиса может быть несколько. Самый логичный - упорядочить сбор. Сегодня драконовские тарифы на вывоз мусора не только для коммерческих, но и для бюджетных организаций. Это значит, что бюджетные деньги расходуются, мягко говоря, не очень эффективно, - отмечает президент Торгово-промышленной палаты Нижнего Тагила Борис Соколов. - Кроме того, мы сейчас платим не за вывоз и утилизацию отходов, а за их объемы, а они часто дутые. К примеру, стоят рядом несколько контейнеров. Один забит до отказа, остальные заполнены чуть более чем наполовину, но все учитываются одинаково. Кроме того, контейнеры всем устанавливают максимальной вместимости, хотя современные технологии позволяют использовать баки разного объема.

Депутат городской Думы Краснотурьинска предприниматель Василий Сидельников тоже предлагает идти по пути совершенствования учета.

- Я решил проверить, сколько мусора образуется у меня дома: предполагал, что объем будет выше среднего. Но нет: отходов оказалось в 3,5 раза меньше, чем предусмотрено нормативом, - рассказал он.

Речь идет о нормативе для жилья, а для бизнеса он еще выше. Вычислить реальные объем и вес мусора депутат предлагает так:

- У нас в области 36 мусорных полигонов, работают 33 из них. Достаточно у въезда на каждый такой объект установить систему контроля, подобную "Платону" или ГИС ЖКХ, и проблема учета будет полностью решена. На всех мусоровозах установлена система ГЛОНАСС, с ее помощью несложно выяснить, откуда пришла машина, вплоть до двора, и посчитать, сколько ТКО и откуда поступает на свалку. Потом останется только сравнить расчетные объемы с фактическими, чтобы установить масштабы переплаты, и сформировать справедливую систему учета.

Переработки не получилось

Василий Сидельников сравнил тарифы на обращение с ТКО в разных регионах и выяснил, что в Москве эта услуга обходится бизнесу в 2,5 раза дешевле, чем на Северном Урале, в Пермском крае тарифы в два раза ниже, чем у нас. Да вообще сопоставимых расценок нет ни в одном из соседних регионов.

В пресс-службе регоператора, обслуживающего Северную зону, ситуацию комментируют так: "Тариф на коммунальную услугу "Обращение с твердыми коммунальными отходами" устанавливает регулирующий орган при правительстве Свердловской области на основании обоснованных затрат регионального оператора. С июля 2024 года тариф установлен с учетом затрат на обработку и обезвреживание отходов, поскольку на территории введены в эксплуатацию мусоросортировочные комплексы".

Депутаты были поражены, узнав, что перерабатывается не более семи процентов ТКО, остальное по-прежнему вывозится на полигон

Одно из двух сортировочных предприятий "Рифея" находится в Краснотурьинске. Как-то на заседание местной Думы пригласили с отчетом руководителя регоператора и были поражены, когда узнали, что перерабатывается не более семи процентов ТКО, остальное по-прежнему вывозится на полигон. "Зачем тогда вообще было строить завод, да еще на бюджетные деньги?" - этим вопросом задается теперь не только депутат Сидельников. К слову, по его данным, отсортированное вторсырье с новых мусорных комплексов переработчики берут без энтузиазма: мол, стекло у них грязное, бумага сырая - не годится для рециклинга.

Глава нижнетагильской ТПП вообще возмущен тем, что содержание мусоросортировочного завода приходится оплачивать бизнесу, жителям, бюджетным организациям. Если, как задумано, предприятие превращает мусор в востребованные товары, оно должно работать как минимум на самоокупаемости, уверен Борис Соколов.