Апелляция встала на сторону брокера ВТБ в споре с инвестором о маржин-колле

13-й арбитражный апелляционный суд 27 марта отменил решение суда первой инстанции Петербурга и Ленобласти, встав на сторону брокера ВТБ, который весной 2022 года закрыл маржинальные позиции частного инвестора Василия Кошелева. В результате сделки инвестор понес убытки в десятки миллионов рублей, сообщает «РБК Инвестиции».

Апелляционный суд полностью отменил предыдущее решение и принял новый судебный акт, однако обоснование будет опубликовано в течение 10 дней. Представители истца заявили о намерении обжаловать решение в кассации, указав на допущенные процессуальные нарушения.

Как следует из материалов дела, Кошелев открыл короткие позиции под залог активов на 1,3 млн евро 26 января 2022 года. Однако через месяц в России случился обвал рынка. Банк 24 февраля предупредил клиента о возможном принудительном закрытии позиций по маржин-коллу, а вечером того же дня осуществил продажу части бумаг. Через несколько дней, 28 февраля, ВТБ осуществил принудительное закрытие позиций клиента, приобретя для этого 1,28 млн евро по курсу 120,92 рублей за одну единицу. В тот же день торги на Московской бирже были приостановлены. После возобновления торгов облигациями в конце марта ВТБ продал со счета клиента некоторый объем бондов.

Истец в суде указывал, что если бы его шортовая позиция 1,3 млн евро была закрыта брокером 24-25 февраля по курсу 90-95 рублей, а не 28 февраля по курсу 120 рублей, то это не привело бы к убыткам более 40 млн рублей.

Банк России, к которому обратился суд за разъяснениями, подтвердил, что при снижении ставок риска (НПР2) ниже 0 брокер был обязан закрыть все позиции клиента в тот же день или на следующий в зависимости от времени, когда НПР2 перешли в отрицательную зону.

Брокер ВТБ объявил маржин-колл 24 февраля, но принудительно продал активы в этот день только частично. Впоследствии позиции закрывались 28 февраля, 21, 22 и 28 марта 2022 года. ВТБ объяснил позднее закрытие отсутствием ликвидности на рынке и соответственно невозможностью продать активы Кошелева для покрытия позиций.