Банки маркетплейсов намерены завоевать рынок платежей

По итогам 2024 года общий объем продаж в Сети вырос на 39%, по сравнению с 2023 годом, до 11 трлн рублей. Количество заказов, сделанных онлайн, увеличилось на 48% и достигло 7,7 млн.

Банки маркетплейсов намерены завоевать рынок платежей
© It-world

В целом на долю онлайн-торговли в совокупном обороте розничного ретейла пришлось чуть более 20%. Отечественный рынок онлайн-торговли, по мнению экспертов, достиг зрелости. Характерный признак – снижение суммы среднего чека при росте числа заказов, что говорит об устоявшейся привычке покупателей совершать покупки онлайн регулярно.

Конкуренция в сфере торговли через Интернет высока. Игроки активно развивают собственные бренды, сокращают зависимость от посредников, улучшают клиентский и логистический сервисы, что позволяет сформировать лояльного клиента.

Интересная тенденция и на российском, и на глобальном рынках онлайн-торговли – активное развитие FMCG (товаров повседневного спроса – продуктов и ряда непродовольственных товаров). Развитие партнерских сетей и совершенствование логистики позволили этому сегменту в РФ показать самые высокие темпы роста по объему онлайн-продаж (на 54%, до 1,27 трлн рублей) – и размеру среднего чека (на 10%).

Эксперты полагают, что в текущем году рынок e-commerce продолжит рост, хотя и не такими высокими темпами. Ожидается, что объем онлайн-продаж вырастет на 29%, количество заказов – на 40%, а размер среднего чека, вероятнее всего, будет и дальше снижаться. Причины для некоторого спада темпов роста – высокой уровень рынка и рост цен.

Роль основных движителей рынка в 2024 году по-прежнему играли универсальные маркетплейсы – Wildberries, Ozon, Яндекс-Маркет, AliExpress Russia, «Яндекс Маркет», Megamarket. Их быстрая территориальная экспансия и ускоренный рост рыночной доли значимо трансформировали рынок розничной торговли и всю систему взаимоотношений между потребителями, бизнесом и государством.

Wildberries открыла B2B-платформу

Именно универсальные маркетплейсы обеспечили в 2024 году 65% общего объема онлайн-продаж и 82% от общего числа заказов, в условиях жесткой конкуренции с нишевыми B2C и B2B-маркетплейсами – Lamoda, Все Инструменты.ру, Л’Этуаль, СТД «Петрович» и т.д.

По данным статистики, у Wildberries насчитывалось 49 млн активных покупателей в месяц. Средняя глубина просмотров составляла 12 страниц. Оборот объединенной компании Wildberries и Russ в сегменте e-commerce достиг 4,1 трлн рублей, включая услуги.

Ozon нарастил оборот, включая услуги, на 64%, до 2,875 трлн рублей. Количество активных покупателей составило 57 млн человек.

Аудитория маркетплейсов уже сопоставима с аудиторией главных медиа страны. По подсчетам экспертов, они входят в топ-ресурсов по месячному охвату. Изменения в покупательских привычках пользователей, рост популярности онлайн-платформ и развитие рекламных инструментов – все это дало маркетплейсам возможность трансформировать способы потребления медиа. Так, сегодня пользователи все реже обращаются к традиционным поисковым системам. 90% заказов Wildberries и Ozon делается из мобильного приложения, поиск на маркетплейсах становится все более интегрированным, и ключевую роль в процессе покупки играет контекст. Современные технологии позволяют быстро реагировать на рекламные предложения, и скорость от показа рекламы до действия сокращается.

Растущая роль банков, созданных маркетплейсами, на кредитно-финансовом рынке - еще одна заметная тенденция. И ей, как считают эксперты, еще предстоит проявить себя в полную силу.

Как уже сообщал IT-World, еще в первой половине 2024 года банки, созданные отечественными бигтехами «Яндекс», Ozon и Wildberries, существенно опередили классические кредитно-финансовые учреждения по такому показателю, как рост объема вкладов и привлеченных средств.

К осени прошлого года, по данным ЦБ РФ, эти «небанковские» банки проводили уже 40% электронных платежей. Буквально три года назад их доля была в 20 раз меньше (всего порядка 2%).

Март текущего года был отмечен сразу двумя интересными событиями.

Первое - объединенная компания Wildberries и Russ заявили об учреждении микрокредитной компании - ООО МКК «Платежные технологии». Основным видом деятельности декларируется предоставление потребительского кредита. Вероятнее всего, ее услуги будут продвигаться как для покупателей Wildberries, так и для финансирования продавцов, рекламодателей и пунктов выдачи.

И второе - Озон банк был включен в список кредитных организаций, которые ЦБ РФ признал значимыми на рынке платежных услуг. В этот список попадают банки, которые оказывают наибольший объем платежных услуг - количество выпущенных кредитных и дебетовых карт, число проведенных по ним операций, объем денежных переводов, число устройств банковского самообслуживания – банкоматов и POS-терминалов - в эквайринговой сети. При этом общее число банков в этом списке ЦБ РФ сократил с 23 до 18.

Стоит вспомнить, что и Wildberries, и Озон в числе своих стратегических направлений называют усиление позиций на рынке финансовых технологий. Так, на текущий год в планах Озон банка стоял выпуск кредитных карт для физических лиц – дебетовые он выпускает с 2023 года - установка первой сотни собственных банкоматов, а в перспективе - расширение линейки банковских продуктов за счет премиального банкинга.

Wildberries планирует развивать платежные сервисы и не исключает выпуска собственной банковской карты.

Такое бурное развитие сегмента «небанковских» банков не нравится их «классическим» конкурентам на банковском рынке. Их руководители много раз отмечали, что конкуренция маркетплейсов в финтехе несправедлива. К примеру, клиенты оказывают им предпочтение из-за скидок и бонусных программ на маркетплейсах.

Банк России заявлял, что обсуждает необходимость дополнительного регулирования банков, которые принадлежат крупным маркетплейсам, а также сервисов рассрочек (BNPL - Buy Now, Pay Later) от маркетплейсов. В конце марта 2025 года появилась информация о том, что Госдума РФ уже приняла в первом чтении законопроект о передаче регулирования сервисов BNPL под контроль мегарегулятора, и срок рассрочки предполагается ограничить. Возобновить дискуссию о регулировании банков, принадлежащих маркетплейсам, и банковских экосистем мегарегулятор намеревался в текущем году.