ВЭБ.РФ выдал льготные кредиты заказчикам ИТ-решений на 18,6 млрд руб.

По итогам совместной программы поддержки цифровых проектов российских компаний Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" 26 ИТ-проектов получили льготное кредитование со ставкой от 1% до 5%.

ВЭБ.РФ выдал льготные кредиты заказчикам ИТ-решений на 18,6 млрд руб.
© ComNews.ru

Представитель пресс-службы ВЭБ.РФ сообщил корреспонденту ComNews, что ВЭБ.РФ выдавал кредиты компаниям в период с III квартала 2020 г. по IV квартал 2024 г. на срок от пяти до 10 лет.

Программа входила в федеральный проект "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика РФ".

"Мы предоставили 18,6 млрд руб. льготного финансирования 26 ИТ-проектам, инициаторами которых выступили отраслевые лидеры в сфере пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок, телекоммуникаций и связи, электроэнергетики и централизованного теплоснабжения", - сообщил управляющий директор ВЭБ.РФ Олег Демидов.

Одним из основных результатов программы, по словам представителя пресс-службы ВЭБ.РФ, стала разработка, развитие и включение 54 программных продуктов в реестр российского программного обеспечения (ПО); кроме того, компании-заказчики, получившие финансирование, обеспечили более тысячи автоматизированных рабочих мест на базе процессоров отечественного производства, а 52 российские технологические компании - разработчики ПО, включая два научно исследовательских института и два вуза, - получили гарантированные заказы.

"Семь проектов, направленных на импортозамещение и обладающих экспортным потенциалом, президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности включил в перечень особо значимых проектов (ОЗП). Проекты помогли устранить риски и последствия ограничительных мер, предпринятых иностранными государствами в отношении РФ, а также создали предпосылки для экспорта разработанных и апробированных решений за пределами России", - добавила пресс-служба ВЭБ.РФ.

По данным ВЭБ.РФ, госкорпорация поддержала проекты, заказчиками которых стали как компании с государственным участием (ПАО "Ростелеком" и ОАО "РЖД"), так и частные игроки отраслей энергетики, теплоснабжения, связи и телекоммуникаций.

Как рассказала пресс-служба ВЭБ.РФ корреспонденту ComNews, к крупнейшим проектам компаний с государственным участием, которые получили льготное финансирование, ВЭБ.РФ отнес три проекта ОАО "РЖД", среди которых проект "Управление техническим документооборотом" (крупнейший продукт - ПО "Единая корпоративная платформа по работе с технической документацией" - внесен в реестр ПО Минцифры России); проект "Управление железнодорожной станцией" (крупнейший продукт - ПО "Цифровая железнодорожная станция (модули планирования и контроля исполнения)", внесен в реестр ПО); проект "Система учета и расчета" (крупнейший продукт - ПО "Единая информационная система управления строительным комплексом", внесен в реестр ПО).

Кроме того, по данным ВЭБ.РФ, поддержку получили два проекта "Ростелекома", среди которых проект "Развитие системы управления взаимоотношениями с клиентами сегмента B2C" (продукт - ПО "Система управления взаимоотношениями с клиентами сегмента B2C", внесен в реестр ПО) и проект "Ростелеком Ключ" (продукт - ПО "Экосистема домохозяйств, платформа "Ключ", внесен в реестр ПО).

По такому же принципу, когда финансирование в том или ином виде от государства получает именно заказчик решения, а не вендор, работает Российский фонд развития информационных технологий и фонд "Сколково".

https://www.comnews.ru/content/232773/2024-04-19/2024-w16/1008/pretenduyuschie-granty-it-proekty-dolzhny-obladat-eksportnym-potencialom

Президент ассоциации РУССОФТ Валентин Макаров считает, что решение о финансировании разработки продуктов для импортозамещения через клиентов было ситуационным, направленным на решение срочной и конкретной задачи поддержания функционирования ИТ-систем крупных корпораций на фоне риска кибератак и ухода с рынка зарубежных вендоров.

"Такой подход изначально нес в себе конфликт интересов у клиента, который получил доступ к финансам, решал задачу и не мог быть заинтересован в том, чтобы его продукт стал доступным конкурентам. Такое решение не было направлено на повышение конкурентоспособности разработчика. Но при этом государство поддержало и вендоров ПО, введя нормативное регулирование, требующее импортозамещения ПО для ключевой информационной инфраструктуры и для госконтрактов", - отметил Валентин Макаров.

"Если заказчик, получив финансирование, не развивает продукт в конкуренции с крупными и профессиональными вендорами из других стран, он впоследствии будет вынужден либо покупать конкурентное импортное ПО, либо просить у государства еще денег на доработку этого продукта до уровня мировых конкурентов, - считает глава РУССОФТ. - Такой сценарий для индустрии разработки ПО не слишком эффективен: заказчик получает продукт от конкретного вендора, что закрывает рынок от его конкурентов. К тому же заказчик забирает себе до половины средств проекта, создавая кэптивные компании и развивая инсорсинг, сокращая рынок для вендоров".

По мнению Валентина Макарова, инсорсинг за редким исключением приводит к появлению конкурентных продуктов, причем не только для мирового, но и для российского рынка. "Для разработки конкурентных продуктов государству необходимо финансово поддерживать научно-исследовательские работы вендоров", - заключил Валентин Макаров.

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что ИТ-сектор нужно поддерживать не по отраслевому признаку или доле на рынке, а исходя из конкретных проектов, над которыми работает соответствующее предприятие: "Если оно реально работает на импортозамещение и эти разработки могут реально помочь повышению конкурентоспособности российского ПО со всемирно известными аналогами, для государства и грантодателя, на наш взгляд, не должно быть разницы, кто это придумал - вендор или конкретный клиент вендора, даже если этим клиентом является государственная организация или некоммерческая организация".

"В 2024 г. Минцифры сообщало, что на 80% западных решений в области ПО уже имеются официально зарегистрированные российские аналоги. Более 90% государственных предприятий и организаций в 2024 г. применяли СУБД российского производства вместо американских и европейских аналогов. И это говорит о том, что государственная поддержка ИТ-отрасли идет не впустую", - считает Наталья Мильчакова.

По ее словам, важно, чтобы без господдержки не оставались научно-исследовательские институты, центры и лаборатории, особенно негосударственные, потому что именно в таких организациях очень часто создаются самые передовые разработки и ИТ-решения, только им не хватает средств, чтобы эти изобретения внедрить и продать.

"Страдания" отечественных вендоров, к которым относятся нередко крупные корпорации, работающие как минимум с положительной операционной прибылью и EBITDA, необходимо как минимум "делить пополам", если не в несколько раз, потому что таким корпорациям гораздо проще привлечь внешнее финансирование, чем малому и среднему бизнесу и уж тем более некоммерческим организациям и НИИ", - добавила Наталья Мильчакова.

Заместитель директора Научно-образовательного центра Федеральной налоговой службы России и МГТУ им. Н.Э. Баумана Алексей Ершов считает что, с одной стороны, крупные компании с госучастием в ИТ-отрасли, получившие финансирование, способствуют масштабному внедрению российских решений и укреплению технологического суверенитета, выступая якорными заказчиками и гарантируя рынок сбыта для вендоров, но с другой - такая концентрация ресурсов ограничивает доступ малых и средних компаний к финансированию, создавая риск монополизации и снижая инновационный потенциал отрасли.

"В ответ на это государство вводит меры, обязывая госкомпании тратить не менее 70% ИТ-бюджетов на стороннее ПО, что должно стимулировать развитие независимых высокотехнологичных компаний и поддерживать баланс между крупными и малыми игроками", - отметил Алексей Ершов.

По его словам, поддержка заказчиков, а не вендоров, ускоряет внедрение цифровых решений и масштабирует проекты, снижая риски для разработчиков, однако это, по мнению Алексея Ершова, может ограничивать инновации, так как финансирование часто направляется на "безопасные" проекты, а малые вендоры становятся зависимы от требований крупных заказчиков.

"Для повышения эффективности можно сочетать поддержку заказчиков и вендоров, расширяя грантовые программы для стартапов и снижая бюрократию в льготном кредитовании, включая использование интеллектуальной собственности в качестве залога", - заключил Алексей Ершов.

https://www.comnews.ru/content/238427/2025-03-24/2025-w13/1008/ick-khimiya-i-farmacevtika-tri-zayavki-vtoroy-volny-osobo-znachimykh-proektov-imeyut-shans-poluchit-granty