«Яндекс» предложил ввести лимит на электросамокаты в городах и верификацию пользователей
Обновлено в 21:00
Компания «Яндекс» предложила ограничить максимальное количество электросамокатов в городах. Она разработала свод правил для сервисов кикшеринга и направит их участникам рынка и региональным властям, пишет РБК.
Главная инициатива — лимитировать общее число самокатов всех операторов аренды на улицах в каждом городе. При этом всюду хотят внедрить системы верификации и проверки возраста водителей, чтобы не допускать к управлению детей и подростков. Одним из способов контроля может стать идентификация через «Госуслуги». В «Яндексе» убеждены, что это поможет разгрузить городскую инфраструктуру и навести порядок на тротуарах. За серьезные нарушения хотят ввести обязательные штрафы.
О целесообразности этих предложений рассуждает пресс-секретарь сервиса кикшеринга Whoosh Денис Балакирев:
— Уже сейчас количество самокатов в любом городе определяется не просто на глаз. Наш сервис внимательно изучает аналитику, состояние общественного транспорта, велоинфраструктуры и запросы со стороны жителей, и исходя из этих параметров мы определяем, сколько самокатов нужно тому или иному городу. Мы везде, в каждом городе находимся на связи с администрацией, с профильными департаментами и всегда перед начала сезоне обсуждаем то, какое количество самокатов мы планируем выпустить в город. Бизнес не может позволить себе выставить просто абстрактное большое количество самокатов, которое не будет пользоваться популярностью, на которых никто не будет ездить, потому что это просто дополнительные затраты, которые никак не оправдываются. И здесь важно понимать, что все последние сезоны без исключения мы фиксируем рост востребованности электросамокатов, пока еще этот процесс даже не на пике. Поэтому, по нашему мнению, говорить об ограничении сейчас не вполне логично.
— Что можете сказать по поводу других предложений? Например, штрафы.
— Это предложение уже реализовано у нас в сервисе, и у нас есть договор оферты. Эти правила уже сейчас действуют, начинаются штрафы от 500 рублей за неаккуратную парковку и доходят до 100 тысяч рублей. Мы умеем работать с определениями нарушений, выписывать эти штрафы. Штрафы автоматически списываются с банковской карты, которая привязана к аккаунту. И важно понимать, что есть еще и штрафы ПДД. Но есть ли необходимость повышения этих штрафов — это вопрос к ГАИ.
— И ужесточать ничего не нужно?
— Наличие правил и осознание того, что за этими правилами кто-то следит, уже работает, и здесь сумма не так принципиально важна.
Как будут устанавливать максимальное число арендных самокатов и распределять квоты по компаниям, в отрасли пока не понимают. Комментирует директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман:
— Я вам честно скажу, у меня нет какого-то однозначного мнения на этот счет. Я понимаю, что в определенных условиях квотирования в любой сфере может быть предметом некой конкурентной борьбы, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что в любом городе должен быть выставлен некий лимит прокатных средств индивидуальной мобильности. Потому что у любого города есть такое понятие, как емкость рынка, дабы мы с одной стороны не захламили города ненужными СИМами, с другой стороны, обеспечили людям возможность мультимодальности и транспортного сценария, этого количества самокатов должно быть достаточно, чтобы и не привести к бардаку, и дать возможность людям передвигаться. Если это будут какие-то одинаковые условия для всех операторов, и они будут обсуждены с городом, это будет касаться какого-то зонирования по аналогии с Москвой, где есть 30-30-40, в зависимости от части города — Садовое, ТТК и МКАД: 30% флота должно быть внутри Садового, 30% внутри ТТК и 40% в пределах МКАД. Это прописывается в соглашении с оператором, каждый город в процессе обсуждения устанавливает эти лимиты. Сам оператор выступает с предложением, понимая, на какую емкость рынка он рассчитывает. В этом нет никакого давления со стороны муниципалитетов, это скорее процесс диалога между оператором и самим городом.
— А кто, на ваш взгляд, должен распределять по сервисам долю кикшеринга, количество?
— В этом и вопрос, я правда не понимаю. Город может диктовать предельное общее количество СИМов, а вот как эти квоты должны устанавливаться внутри условно в равном количестве. Здесь главное соблюсти какой-то базовый паритет.
Накануне «Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh снизили максимальную скорость самокатов на тротуарах до 20 километров в час. Этот тестовый режим должен ограничить «неосознанных пользователей», которые мешают пешеходам и создают аварийные ситуации. Сколько продлится тестирование, компании не сообщали.