Небанковские поставщики платежных услуг. Зачем они нужны финтеху?
Информация о том, что мегарегулятор намеревается сформировать новый институт – институт небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ) – впервые стала широко обсуждаться еще в 2021 году. ЦБ РФ обнародовал стратегию развития нового сегмента, разработал нужные поправки в законодательство, обнародовал Концепцию института НППУ.
Сегодня оказывать платежные услуги на отечественном рынке могут исключительно два института – непосредственно банки, располагающие базовой или универсальной лицензией от ЦБ РФ, и небанковские кредитные организации (НКО).
Последние, в отличие от банков, обладают правами на проведение лишь ограниченного перечня банковских операций. Например, на осуществление переводов по банковским счетам от имени заявителя (WebMoney, «ЮМани» и т.д.), проведение расчетно-кассового обслуживания, инкассации наличности, покупки и продажи валюты (расчетные палаты, расчетные центры и т.д.), привлечение вкладов и выдачу кредитов без проведения расчетных операций (ломбарды, лизинговые и страховые компании) – все зависит от вида НКО. Естественно, для всего этого НКО должны, как минимум, получить госрегистрацию, соответствующую лицензию ЦБ РФ, отвечать множеству требований к допуску на рынок, начиная с размера уставного капитала, и соблюдать все требования к работе и отчетности.
Но для чего вдруг понадобились новые игроки? Казалось бы, все платежные услуги успешно оказывают и текущие участники рынка.
Зачем нужны НППУ?
Нужно уточнить, что внедрение института НППУ – это только часть «Стратегии развития национальной платежной системы», которую разработал Банк России на 2021–2023 гг. В Стратегии обозначались и другие направления работы над платежной инфраструктурой. Например, внедрение электронных платежных счетов, развитие Системы быстрых платежей (СБП), Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) и платежной системы «Мир», а также внедрение открытых программных интерфейсов (открытых API).
Ореn API как ведущий тренд развития финтеха. Аналитика IT-World
С выходом на платежный рынок новых участников в лице НППУ будет активнее развиваться конкуренция. На рынке появятся новые интересные сервисы и проекты. Бизнес сможет создавать собственные платежные сервисы, интегрировать их в услуги, которые он предоставляет клиентам. Тем самым бизнес сократит свои издержки на платежи, клиентский путь – процесс взаимодействия клиента с платежными сервисами – сократится и станет проще, качество и доступность финансовых услуг повысятся, их стоимость – снизится.
И все это к выходу инициативы ЦБ РФ уже были готовы и могли обеспечить активно развивающиеся финтех-компании, способные дополнить или полностью заменить услуги и традиционного банкинга, и НКО, комментировали в мегарегуляторе. Стоит отметить, что к 2020-21 гг. сегмент отечественного финтеха - маркетплейсы, инвестиционные платформы, эквайринговые и процессинговые компании, разработчики цифровых решений для бизнеса - продемонстрировали весьма впечатляющие показатели роста.
В пользу НППУ эксперты мегарегулятора приводили и международный опыт. ЕС, Великобритания, Сингапур, США, Казахстан и Армения – на платежных рынках этих стран и территорий работают самостоятельные организации, которым специальная лицензия позволяет оказывать отдельные платежные услуги. В США небанковские организации обеспечивали подключение к эквайрингу 80% всех торговых точек. По итогам 2019 года американские процессинговые и платежные компании Fidelity National Information Services (FIS) и First Data (не путать с одноименным российским разработчиком решений для онлайн-рекламы) стали крупнейшими в мире. В Китае более 70% рынка розничных платежей контролируют платежный провайдер AliPay (одна из систем платежей Alibaba Group) и WeChat (точнее, встроенный в него сервис мобильных платежей и цифровых кошельков WeChat Pay).
На российском рынке, комментировали в ЦБ РФ, более трети интернет-сайтов уже взаимодействовали с платежными агрегаторами – посредниками между бизнесом и различными системами платежей, которые объединяют различные способы оплаты в единый интерфейс. А с использованием платежных приложений, разработанных небанковскими вендорами, совершалось около 20% всех бесконтактных платежей.
Летом 2024 года проект закона о небанковских поставщиках платежных услуг был внесен на рассмотрение в ГД РФ, и в сентябре того же года был принят в первом чтении.
Проект определяет три вида НППУ и требования к минимальному размеру их активов:
не менее 10 млн рублей – для НППУ, которые смогут заниматься только инициированием переводов по поручению клиентов; не менее 20 млн рублей - для НППУ, которые смогут агрегировать переводы денежных средств в пользу клиентов по картам, кошелькам или онлайн-переводам (иными словами, выступать посредниками при совершении безналичных платежей); не менее 50 млн рублей – для НППУ, выступающих в качестве операторов электронных денежных средств.
На НППУ также налагается ответственность перед клиентами и операторами по переводу средств за неисполнение обязательств. Вести реестр новых участников платежного рынка, осуществлять надзор за деятельностью и соблюдением регуляторных требований, и штрафовать за нарушение ими законов, в том числе антиотмывочных, будет ЦБ РФ.
Чем НППУ не нравятся?
Инициатива мегарегулятора, как и проект закона, не понравились очень многим. Ее критиковали банки, маркетплейсы, Ассоциации банков России, Ассоциации компаний интернет-торговли, Национальный совет финансового рынка. В адрес Минфина, Минцифры, Минэкономразвития и самого Банка России отправлялись письма с критикой этих планов.
Появление новых игроков – это риски для национальной платежной системы. Качество услуг по переводу денег снизится, темпы развития рынка электронной торговли – замедлятся, а права граждан и организаций будут нарушаться, высказывались оппоненты. Для мошенников открывается новое поле для создания схем обмана. Проведение переводов без участия банков откроет риски обналичивания средств в обход антиотмывочных мер банков, даст возможность организовать прием платежей в пользу криптообменников, нелегальных казино и т.д.
Маркетплейсам получать статус НППУ, если ориентироваться на текущий вариант проекта закона, будет совсем невыгодно, комментировали представители отрасли. Например, им необходимо будет агрегировать средства на счете в ЦБ РФ, а это приведет к смене бизнес-модели, снизит возможность поддерживать представителей малого и среднего бизнеса - заемный капитала для развития бизнеса станет для них недоступен.
У продавцов, как следствие, вырастут расходы, которые они переложат на конечных потребителей.
Прогнозировались даже полный отказ от оплаты на сервисах, переток продавцов и исполнителей в нелегальный сегмент, снижение спроса со стороны покупателей, отток банковских клиентов и необходимость смены тарифной политики для банков.
Что думают эксперты
Тем не менее, комментирует Банк России, большинство поставщиков платежных услуг инициативу поддержали.
«Мы понимаем, что и в других секторах финансового рынка должны быть созданы условия для того, чтобы клиентам предлагались комплексные решения, - говорит глава ЦБ РФ на Международном финансовом конгрессе 2021 года. - Мы многие годы работали над устранением регуляторного арбитража, внедрением риск-ориентированного подхода, повышали требования к финансовой устойчивости, и сейчас мы реально можем переходить к регулированию по видам деятельности».
Появление альтернативных платежных провайдеров и их допуск на рынок электронной коммерции создаст благоприятную среду для здоровой рыночной конкуренции. Продавцы получат больше свободы в выборе платежных решений, выиграют за счет меньшей бюрократии и смогут снизить издержки за счет конкуренции тарифов.
Их клиентам будут доступны современные инструменты оплаты. Учитывая, что, по данным портала inclient.ru, товары на маркетплейсах покупают 84% россиян, а 80% совершают покупки на маркетплейсах чаще 2-3 раз в месяц, такой инструмент к конкурентной борьбе за покупателей, как расширение спектра платежных сервисов, придется как нельзя кстати.
Малый и средний бизнес, который часто сталкивается с трудностями в переговорах с крупными банками, останется в несомненном плюсе, считают эксперты. Новые платежные сервисы смогут предложить более выгодные условия, например, меньшие комиссии и более низкую стоимость транзакций.

Не исключено, что новый закон вступит в силу уже 1 октября 2025 года.
Правда, эксперты платежного рынка склоняются к мнению, что ожидать каких-то мгновенных изменений на платежном рынке не стоит – и со стороны мегарегулятора, и со стороны бизнеса процесс будет не быстрым.
Подтверждения можно найти и в подобном опыте общеевропейского платежного рынка. Например, опыте внедрения Второй европейской платежной директивы (Payment Services Directive 2). По аналогии с обсуждаемым в ГД РФ законом, основная цель Payment Services Directive 2 - регулирование деятельности платежных провайдеров и предоставление пользователям широкого выбора платежных инструментов. Несмотря на то, что Payment Services Directive 2 вступила в силу в январе 2018 года, более чем через год ее условия так и не выполнили почти 50% банков ЕС.