Пульс угля — 21 апреля 2025: угольная промышленность в моменте
Краткий обзор мирового угольного рынка
На европейском рынке котировки энергетического угля поднялись выше 104 долл./т. Поддержку ценам оказало восстановление котировок газа и нефти после отсрочки введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также увеличение потребления угля в Германии. Кроме того, за прошедшую неделю сократились экспортные отгрузки со стороны США и Колумбии.

Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 415.62 долл./1000 м3 (+34.64 долл./1000 м3 к 09.04.2025 г.), скорректировавшись вверх после достижения 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ увеличился незначительно до 35%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.54 млн. т. (+0.03 млн. т. к 09.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 89 долл./т., вслед за европейским рынком, благодаря улучшению спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки.
Южноафриканские трейдеры столкнулись со сложностями в закупках средне- и низкокалорийного материала, поскольку производители не стремятся снижать цены, несмотря на падение экспортных котировок и перенаправляют поставки на внутренний рынок.
Компания Exxaro сообщила о падении добычи по итогам 2024 г. на 7% до 39.5 млн. т. из-за снижения потребностей внутренних потребителей. Тем не менее, экспорт увеличился на 37% до 7 млн. т. благодаря спросу в Индии и странах Азии.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются без изменений на уровне 93-94 долл./т. на фоне рекордных портовых запасов, высоких темпов добычи и окончания периода отопления в дальних северных регионах, в связи с чем возможно возникновение переизбытка предложения. При этом рост ВВП Китая по итогам 1 квартала оказался выше ожиданий и составил 5.4% против прогнозируемых 5%, что обусловлено увеличением промышленного производства, включая цементную и сталелитейную отрасль.
Из-за геополитической неопределенности многие потребители в промышленном секторе занимают выжидательную позицию. Однако в связи с торговой войной некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Запасы в 9 крупнейших портах подскочили до исторического максимума на отметке 32.58 млн. т. (+2.86 млн. т. к 09.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.78 млн. т. (+0.27 млн. т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 82 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на традиционных рынках сбыта.
Добыча угля в стране с января по 16 апреля 2025 г. упала на 7.5% до 183.7 млн. т., что обусловлено неблагоприятными фундаментальными факторами и погодными условиями. Ожидается, что компании не будут стремиться наращивать добычу с целью снизить расходы ввиду невысоких цен на международном рынке.
Власти Индонезии вводят новые правила налога на добычу полезных ископаемых (роялти) с 26 апреля, в рамках которых налог для некоторых самых крупных угольных компаний снизится (включая Adaro Andalan Indonesia, Arutmin Indonesia) и одновременно увеличится для многих менее крупных (Bhumi Rantau Energi, Bukit Asam) примерно на 1% для экспортных поставок. При этом ставка налога также будет привязана к индексу HBA и может увеличиваться вместе с котировками.
Котировки австралийского угля двигались разнонаправленно. Высококалорийный австралийский уголь 6000 остался в нисходящем тренде, опустившись до 92 долл./т. из-за сокращения спроса со стороны Японии, при этом среднекалорийный уголь 5500 укрепился выше 71 долл./т. за счет увеличения спроса со стороны Индии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 187 долл./т. на опасениях сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Кроме того, в Китае 15 апреля произошло повышение цен на кокс. При этом индийские потребители занимают выжидательную позицию, поскольку считают текущий уровень цен высоким.
Доля убыточных угольных компаний в Кузбассе достигла 57%
Доля убыточных угледобывающих предприятий в Кузбассе в феврале 2025 г. увеличилась до 57% против 45% в феврале 2024 г. Таким образом, в 2025 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке, резким увеличением себестоимости, а также укреплением курса рубля. В связи с этим некоторые предприятий вынуждены сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.

Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, которые достигают 50% от стоимости реализации, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
По некоторым прогнозам, совокупные убытки угольной промышленности в 2025 г. могут составить более 250 млрд. руб., подскочив в 2 раза по сравнению со 113 млрд. рублей убытка в 2024 г. В текущее время уже 29 предприятий, добывавших 40 млн. т., обанкротились. По оценке Минэкономразвития, в красной зоне находятся предприятия, добывающие 160 млн. т. и имеющие убытки более высокие, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, санкции США охватывают уже более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн. т. (-1.9 млн. т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Кризис угольной отрасли Хакасии требует федерального вмешательства
Экономическая устойчивость угольной отрасли Хакасии находится под угрозой. Снижение объемов добычи, ограниченные экспортные возможности и рост издержек ставят под вопрос дальнейшую работу ключевых предприятий региона, часть которых уже работает на треть от проектной мощности, а отдельные угольные разрезы полностью остановлены с марта.

Убыточность угольных компаний связана с падением мировых цен на уголь, логистическими ограничениями и высокой стоимостью железнодорожных перевозок.
По итогам 1 квартала 2025 г. объем вывоза угля из Хакасии в восточном направлении упал на 54% до 665 тыс. т. (к аналогичному периоду прошлого года). Основной причиной стало отсутствие продления квот РЖД на транспортировку в восточном направлении.
Угольная промышленность остается системообразующей для экономики республики. Налоговые поступления от угледобывающих компаний составляют значительную долю доходов бюджета. Более того, ряд предприятий является градообразующими для населённых пунктов региона. Любые сбои в их работе напрямую отражаются на социальной стабильности.
По прогнозам, в апреле–мае 2025 г. ожидается новая волна увольнений. Общий объем потерь рабочих мест к концу года может достигнуть 3 тыс. человек.
В связи с этим председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол направил обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, в Совет Федерации, РЖД и профильные министерства. В числе предложений:
• увеличение экспортных квот;
• снижение ж/д тарифов;
• субсидирование логистических затрат.
Отсутствие оперативных федеральных мер может привести к остановке ключевых производств, росту безработицы в моногородах и дефициту регионального бюджета. Власти Хакасии настаивают на включении вопроса поддержки отрасли в повестку Совета Федерации и Правительства РФ, подчеркивая, что без пересмотра тарифной политики РЖД и восстановления квот социально-экономическая стабильность региона окажется под угрозой уже в краткосрочной перспективе.
В порт Эльга было отправлено 2 млн. т. угля
С ноября 2024 года по Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) с Эльгинского угольного месторождения в адрес строящегося экспортного терминала было перевезено 2 млн. т. угля. В настоящее время дорога протяженностью 531 км функционирует в тестовом режиме и в конце прошлого года во время поставки первой партии угля произошел сход локомотива и 4 вагонов.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией ТЖД, в ноябре уже прибывало первое балкерное судно. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн. т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча Эльги составила 8.8 млн. т. (+2.5 млн. т. или 33% к январю-марту 2024 г.).