Что автоматизация маркетплейсов дает продавцам и покупателям

Объем сектора электронной торговли в России, по данным рыночных исследований, за пять предстоящих лет вырастет до 35 триллионов рублей с 12,6 триллиона по итогам 2024 года. Добиться такого результата цифровым площадкам поможет автоматизация процессов, включая складские операции. Об особенностях цифровизации "РГ" рассказал вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Дмитрий Ким.

Что автоматизация маркетплейсов дает продавцам и покупателям
© Российская Газета

Маркетплейс занимается автоматизацией внутренних процессов уже не первый год. Какими ключевыми результатами вы можете поделиться?

Дмитрий Ким: Есть важное уточнение: мы - не просто маркетплейс, а большая технологическая группа. У нас есть своя логистика, финтех, ИТ-инфраструктура, служба доставки и даже банк. Благодаря постепенной автоматизации процессов внутри всех этих направлений на данный момент более 600 тысяч продавцов представляют свыше 370 миллионов товарных позиций.

В 2024 году мы обработали 1,47 миллиарда заказов - это примерно 50 заказов каждую секунду, причем, например, 70 процентов товаров со склада в Хоругвино доставляется уже на следующий день. Покупателей у нас на данный момент более 56,5 миллиона. Это три четверти экономически активного населения страны. А если учесть, что один аккаунт онлайн-площадки часто используется всей семьей, то охват еще выше.

Как только наш клиент оформляет заказ, информация мгновенно передается сборщику, который получает задание, находит нужные товары, формирует коробку и отправляет ее на сортировочный центр, а затем она доставляется покупателю.

И все это работает с высокой скоростью, точностью и надежностью именно благодаря автоматизации.

Какие технологии используются на складах и как принимаются решения об их внедрении?

Дмитрий Ким: За организацию всех основных процессов на наших логистических объектах отвечает ИТ-система управления складом собственной разработки. Это сложная и детально продуманная система. Она включает в себя инвентаризацию, учет поступлений и отгрузок товаров, планирование маршрутов перемещения товаров внутри склада, а также управление складскими работниками и автоматизированным оборудованием. Например, мы стремимся к тому, чтобы сборщик проходил меньшее расстояние, собирая при этом максимум заказов.

Ее эффективное использование может уменьшить необходимость в ручной обработке данных и упростить инвентарные процедуры, что ведет к сокращению численности персонала, занятого в учете и контроле за движением товаров. Экономия может достигать до 20-30 процентов рабочей силы в административных и логистических отделах склада.

Огромную роль в наших складских процессах играют конвейеры и сортировочные машины. Они считывают штрихкоды товаров, и система сама направляет их по нужным маршрутам. На крупном складе может быть более 50 таких линий. Между уровнями склада работают грузовые подъемники, которые заменяют работу нескольких грузчиков.

Наша команда Ozon Tech также разработала инновационную систему для измерения веса и габаритов товара. Устройство использует технологии машинного обучения и компьютерного зрения для определения точных габаритов.

Наши складские технологии постоянно развиваются, чтобы улучшать, ускорять и облегчать те или иные процессы. Мы постоянно вносим доработки - они проходят утверждение на внутренних ИТ-комитетах. В основном развиваем цифровые продукты в рамках квартальных планов, но гибкость позволяет быстрее продвигать важные задачи. Перед масштабным запуском всё обязательно проходит пилотирование: это позволяет убедиться, что решение действительно работает в реальных условиях.

Как проходит пилотирование новых технологий и по каким критериям принимается решение об их масштабировании?

Дмитрий Ким: Любая автоматизация начинается с проверки модели. Нужно показать, что изменение реально улучшает процессы, а не просто красиво выглядит.

Пилотирование бывает двух видов. Если речь идет о технологии, которую можно применить на всех складах, мы тестируем ее сразу в нескольких точках. А если технология специфична, как, например, сортировочная машина со 150 направлениями, мы запускаем ее сначала на одном складе.

Например, в Екатеринбурге мы отлаживали механику работы с "парусными" посылками - легкими, но объемными. В какой-то момент выяснилось, что их приходится сортировать вручную, потому что они просто улетали с ленты. И мы это учли в новых решениях.

Точность для нас критична. Есть понятие "три девятки" - 99,9 процента - и мы стремимся к этому показателю в минимизации ошибок. При этом, технологии не внедряются просто ради технологий. Есть конкретный показатель - CPI, себестоимость обработки одной единицы товара. Если решение снижает CPI, мы его внедряем.

Все инновации внедряются для снижения комиссий и стоимости обработки единицы товара

Насколько широко при этом используется искусственный интеллект?

Дмитрий Ким: ИИ у нас - часть повседневной работы. Он помогает в создании карточек товаров, проверяет их на ошибки и нарушения. Все модели обучаются на базе вручную размеченных примеров. Это и есть основа машинного обучения. Сейчас мы активно развиваем ИИ и на складах. Нейросети помогают понять, как перемещаются товары, где возникают лишние действия, какие процессы можно упростить. Это не модная обертка - это конкретные задачи, где ИИ ускоряет и удешевляет повседневные операции.

Как используется видеоаналитика и как выстроено машинное обучение умных систем?

Дмитрий Ким: Каждый наш склад оборудован системой видеонаблюдения - от 2 тысяч камер на объект. Это вопрос не только безопасности. Мы используем машинное зрение для контроля операций: следим, чтобы товары размещались корректно, чтобы не было нарушений в логистике. Видео с камер служит основой для обучения нейросетей. ИИ обучается на основе записей реальных логистических операций. Это помогает выявлять, например, зоны, где сотрудник проходит лишний километр в день, который можно было бы исключить.

А как обстоят дела с хранением продуктов и специфичных категорий товаров?

Дмитрий Ким: Продукты питания хранятся в зонах со специальной температурой и влажностью воздуха. Наш сервис быстрой доставки свежих продуктов- это полностью обособленный процесс: отдельные склады, свои сотрудники. Это не просто "приложение" к основному бизнесу, а полноценная цепочка, адаптированная под специфику скоропортящихся товаров.

Как обеспечивается контроль свежести продуктов?

Дмитрий Ким: У этой категории товаров свои процессы и стандарты. Есть дарксторы - мини-производства, где мы сами готовим еду с соблюдением всех температурных и санитарных норм. Все параметры - от климата до кондиционирования - контролируются автоматически.

На этих объектах мы внедрили автоматизированный контроль сроков годности. Даже если сотрудник случайно не убрал товар с полки, система просто не позволит завершить сборку. Мы сверяем срок годности со штрихкодом, в том числе с использованием системы "Честный знак".

Как выстроена работа с поставщиками продуктов для кухонь, и купируете ли вы сопутствующие риски?

Дмитрий Ким: Мы не используем полуфабрикаты с рынка, не закупаем готовые салаты и не работаем с продуктами непонятного происхождения. Все, что продается под собственным брендом, - это наша собственная продукция, произведенная на наших кухнях, под нашим контролем и на нашем оборудовании. Автоматическая система следит за чистотой рабочих поверхностей и концентрацией моющих средств.

Мы не арендуем бывшие столовые - каждое помещение проектируется и оборудуется с нуля. Продукты закупаем у проверенных поставщиков. Надежность - это основной критерий.

Как устроена работа с линейным персоналом и какие меры применяются в периоды пиковых нагрузок?

Дмитрий Ким: Работники могут прийти работать на склад в разных форматах - это штатные позиции либо возможность брать отдельные задания на складе через приложение Ozon Job. Мы видим, что все больше людей приходят на склад в качестве подработки - приложение дает им такую возможность. Пользователи могут сами сформировать свой график и контролировать доход.

Много и тех, кто пришел на работу на склад ненадолго, но решил остаться здесь на продолжительное время. Еще и профессионально вырос и стал начальником смены. Поэтому мы откликаемся на разные запросы работников и предоставляем те форматы работы, которые удобны им.

Мы сотрудничаем с правоохранительными органами - проводим учения с МЧС и миграционные проверки с УМВД. Последнее - трудоемкий процесс, работа склада останавливается на несколько часов, а нам важно собрать заказ для покупателя быстро. Поэтому мы обсуждаем с профильными ведомствами вопрос цифровизации миграционного контроля.

Если говорить о пиковых сезонах, то в декабре спрос на доставку возрастает в 2-2,5 раза. Мы решаем вопрос с нехваткой персонала не в момент сильной нагрузки, а заранее, на протяжении всего года. Речь идет не только про поиск кадров, но и про усовершенствование процессов, налаживание цепочек поставок, улучшение мер безопасности. Мы повышаем ставки, запускаем больше смен.

Как бы вы сформулировали долгосрочную стратегию по технологическому развитию на ближайшие десятилетия?

Дмитрий Ким: У нас нет жесткого плана на 10-20 лет вперед, потому что все слишком быстро меняется. Но есть основные подходы, на которых строится наша модель развития.

Во-первых, - все критически важные ИТ-решения мы разрабатываем сами. Это делает нас независимыми и защищает базовые процессы от любых недобросовестных действий.

Во-вторых, - мы продолжаем совершенствовать технологии автоматизации для упрощения труда работников склада и преодоления дефицита кадров. Это позволяет эффективно планировать работу и упрощать задачи работников склада.