От Северного морского пути до Африки строят маршрут нового транспортного ядра БРИКС
Ключевым элементом предполагаемой схемы станет
50-километровый подводный мультимодальный тоннел
между Ираном и ОАЭ, проходящий в районе Ормузского пролива. Он должен обеспечить железнодорожную связь между Ираном и Аравийским полуостровом, что, по замыслу авторов, откроет транзитный путь через Саудовскую Аравию и Оман с выходом на африканские порты Джидда и Салала. В дальнейшем коридор будет продолжен по центральноафриканскому направлению, достигая Сенегала и ЮАР.
«С 2000 года существует идея международного транспортного коридора Север–Юг, но он до сих пор не интегрирован с рядом ключевых направлений: странами Персидского залива, Африкой, китайской инициативой „Один пояс — один путь“. Мы предлагаем объединить эти усилия в рамках единой концепции, охватывающей Северный морской путь, Санкт-Петербург, Иран, Аравийский полуостров и дальше — до Кейптауна», — отметил Илья Заливухин.
По его словам, проект не просто расширяет географию уже существующего МТК Север–Юг, а меняет его качественный формат: от ограниченного логистического маршрута — к полноценной системе магистральных артерий, связывающих ключевые экономические центры стран-участников БРИКС.
Тоннель Иран–ОАЭ рассматривается как один из важнейших элементов, формирующих «ближневосточный стык» нового евразийско-африканского коридора. Его ориентировочная стоимость может составить порядка $21,5 млрд. В качестве альтернативы не исключается реализация второй ветки — с выходом на территорию Омана. Предварительные консультации, по словам Заливухина, уже проводились как с Оманом, так и с Саудовской Аравией, и в обеих странах проявлен интерес к проекту.
«Это реализуемый проект, он дает возможность перевезти большое количество грузов и пассажиров по железной дороге, обеспечивая их безопасность на пути в порты Джидда и Салала», — добавил эксперт.
Автор концепции подчёркивает, что инициатива может быть реализована только при объединении усилий всех заинтересованных стран. Самостоятельно Россия не сможет обеспечить полную реализацию столь масштабного замысла. Проект требует комплексного подхода, в том числе с точки зрения инженерной, экономической и транспортной стратегии.
«Комплексная стратегия создания новой артерии МТК Север–Юг должна быть основана на социально-экономических приоритетах. Необходимо предусмотреть транспортную стратегию с учётом роста грузопотоков и развитие инженерной инфраструктуры. Если работать системно, реализация возможна в горизонте 5–10 лет», — резюмировал Заливухин.
Идея интеграционного коридора с минимальным числом водных перегонов и высокой долей сухопутных мультимодальных маршрутов, по мнению эксперта, может сформировать стратегическую ось БРИКС, объединяя страны на принципах технологического суверенитета, устойчивой логистики и инфраструктурной совместимости.