Верховный суд защитил права инвесторов при конвертации депозитарных расписок

Российские депозитарии должны информировать заявителей о недостатках в документах на принудительную конвертацию депозитарных расписок (DR), сообщает «Интерфакс». Такое решение вынес Верховный суд РФ при рассмотрении очередной жалобы инвестора, которому отказали в проведении обмена ценных бумаг.

Конвертация депозитарных расписок на акции отечественных компаний проходила в 2022 году после начала операции на Украине. Этот процесс стартовал на фоне существенного падения стоимости DR российских эмитентов на международных торговых площадках с последующей приостановкой торгов. В тот период действовало два механизма обмена. Автоматическая замена осуществлялась в августе-сентябре 2022 года для расписок, учитываемых в российских депозитариях. Принудительная процедура, требовавшая подачи заявления от инвестора, проводилась до 24 ноября 2022 года и применялась к бумагам, учтенным в иностранной инфраструктуре.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС в апреле изучила жалобу Владимира Пелевина, которому Райффайзенбанк отказал в принудительной конвертации 8,6 тысяч депозитарных расписок на акции «Новолипецкого металлургического комбината» и почти 17,5 тысяч расписок на акции «Сургутнефтегаза». Основанием для отказа послужило то, что инвестор приложил к отправленному «Почтой России» заявлению только копию паспорта, а также неудостоверенные нотариально отчеты Citibank N.A. London в качестве подтверждения права на ценные бумаги.

Верховная инстанция не согласилась с выводами нижестоящих судов, поддержавших позицию Райффайзенбанка. По мнению коллегии, депозитарий должен был предпринять меры для идентификации заявителя – связаться с ним по телефону или электронной почте и предложить прибыть в отдел обслуживания. Кроме того, суд отверг довод банка о невозможности конвертации из-за истечения срока, указав, что ограничение применимо только к подаче заявлений инвесторами, а Пелевин этот срок не нарушил.

Судебная коллегия также отметила, что нижестоящие инстанции не проверили довод Райффайзенбанка о заведомой неисполнимости судебного акта о принудительной конвертации. Депозитарий ссылался на необходимость списания ценных бумаг со счета депо типа «С», операции по которым ограничены в соответствии с указом президента от 5 марта 2022 года № 95. Однако суд указал, что отсутствие исключения для таких операций не является безусловным основанием для отказа в требованиях, поскольку инвестор сохраняет возможность определения порядка исполнения судебного акта после разрешения спора.