Жители Алтайского края за год отдали телефонным мошенникам 2,4 миллиарда рублей

Жители Алтайского края отдали в прошлом году телефонным мошенникам 2,4 миллиарда рублей. Это в три раза больше, чем годом ранее, когда у жителей региона выманили около восьмисот миллионов рублей. Почему суммы ущерба от дистанционных преступлений растут в геометрической прогрессии и как с этим бороться?

Жители Алтайского края за год отдали телефонным мошенникам 2,4 миллиарда рублей
© Российская Газета

Несмотря на то что о дистанционном мошенничестве постоянно говорят и пишут, люди продолжают попадаться на уловки жуликов. Чаще всего потерпевшими становятся пенсионеры, молодежь, работники бюджетной сферы. Но мошенники становятся все изощренней - в их сети попадают даже финансово подкованные люди. Показательна история жительницы Барнаула Людмилы Великой, которая была уверена, что с ее бизнес-опытом и финансовой грамотностью точно не станет жертвой мошенников.

- Мне позвонили якобы от сотового оператора и сообщили, что нужно пролонгировать договор на телефонный номер, - вспоминает потерпевшая. - В тот момент у меня были проблемы на работе и сложности в семье. Я была за рулем и несколько раз сбрасывала эти звонки, говорила, что занята. А когда они позвонили и сказали, что продлят договор сами, скажите только код, не задумываясь его продиктовала. И тут же пошло очень сильное психологическое давление. Я человек опытный, но с таким прессингом столкнулась впервые. Это как нейропрограммирование, ты просто не осознаешь, что делаешь что-то не то.

Четверо суток мошенники обрабатывали женщину. Якобы ее личную страницу в "Госуслугах" взломали и потребовали заблокировать к ней доступ. Прислали на почту фейковое письмо, очень похожее на письма с портала Госуслуг, где просили позвонить по указанному телефону, и пострадавшая поверила этой информации. Жулики получили доступ ко всем данным на "Госуслугах" и цифровой подписи, оформили на пострадавшую несколько кредитов в банке и в микрофинансовой организации на общую сумму 2,2 миллиона рублей.

- Я была уверена, что это сотрудники портала "Госуслуги", - говорит Людмила. - Они рассказали всю мою кредитную историю, в каких банках у меня счета и что кто-то пытается оформить на меня кредиты. Заставили быстро взять кредиты и перевести деньги на безопасный счет. При этом я не понимаю, как банк так легко одобрил займы на крупные суммы, имея информацию о том, что в тот момент я не имела стабильного дохода. А в микрофинансовой организации, видимо, вообще ничего не проверяют, почти все данные обо мне были указаны в договоре неверно.

Как отметили в ГУ МВД по Алтайскому краю, если раньше преступники в основном снимали деньги с банковских счетов жертв, то сейчас заставляют оформлять кредиты либо оформляют их сами, получив доступ к личным данным, а также заставляют продавать недвижимость. Поэтому суммы ущерба значительно выросли.

Так, в прошлом году в регионе была зафиксирована рекордная сумма, которую перевел мошенникам один из жителей, - 140 миллионов рублей. Он отдал не только все, что у него было на счетах, но еще и оформил кредиты на крупные суммы и продал недвижимость. И все по той же стандартной схеме: ваши деньги под угрозой, их нужно перевести на безопасный счет. Жулики действуют психологически грамотно - представляются сотрудниками банков, портала "Госуслуги" и операторами связи. В результате многие им верят и не настораживаются даже тогда, когда у них спрашивают персональные данные и коды, которые никому нельзя говорить.

Ежедневно в органы полиции Алтайского края поступает информация о 25-30 таких преступлениях. По данным регионального ГУ МВД, дистанционные мошенничества составляют более 42 процентов от общего числа всех преступлений. Меняются лишь схемы жуликов - это обманы, кражи со счетов, взлом доступа к компьютерам, телефонам, "Госуслугам". Но неизменно одно - преступники действуют удаленно, и, чтобы их установить, нужно провести достаточно сложное расследование с привлечением сотрудников банков, финансовых организаций, операторов сотовой связи. Поэтому до суда удается довести лишь двенадцать процентов дел о мошенничествах.

Неплохая раскрываемость у преступлений, связанных с кражей средств с банковских счетов, - она доходит до 46 процентов. Но даже если не удается доказать вину преступников, выманивающих деньги у граждан, информация о них поступает в специальную базу данных о мошеннических счетах и людях, которые были замечены в подобных действиях.

С июля прошлого года в стране начали действовать дополнительные меры по борьбе с кибермошенниками. Теперь банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег фигурирует в специальной базе данных. Если банк не проверил информацию в базе и не уведомил клиента о мошенниках, то ему придется вернуть пострадавшему всю похищенную сумму в течение тридцати дней.

Также банки должны отключать каналы дистанционного банковского обслуживания так называемым дропперам - людям, которые помогают мошенникам выводить похищенные деньги через свои счета. Как только информация о счетах дропперов попадает в базу, банки обязаны заблокировать такого клиента. В прошлом году Банк России инициировал блокировку почти 172 тысяч телефонных номеров злоумышленников, а также более 46 тысяч мошеннических сайтов и страниц в социальных сетях. А в этом году появился новый механизм защиты от мошенников - самозапрет на оформление кредитов.

- С марта этого года любой человек может оформить через интернет-портал "Госуслуги" самозапрет на получение кредитов и займов, - подчеркнул эксперт Отделения Барнаул Банка России Михаил Метелев. - А с 1 сентября 2025 года будет доступна установка подобного запрета и в МФЦ. Надо просто подать соответствующее заявление. По закону для этого потребуются только ИНН и документ, удостоверяющий личность. Условия выдачи потребительских кредитов можно выбрать разные. Допускается ограничение взаимодействия только с банками или только с МФО. Предусмотрен и полный запрет на заключение договоров со всеми кредиторами очным или дистанционным способом. Самозапрет не распространяется на ипотеку, автокредиты или основные образовательные кредиты, поскольку риски мошенничества здесь минимальны. Только за первый месяц самозапретом воспользовались более 8,1 миллиона человек по всей стране, что говорит о востребованности нового инструмента борьбы с мошенничеством.

Основные сценарии мошенников

продление различных договоров, лицензий;звонки от имени служб безопасности финансовых организаций;звонки из правоохранительных органов;государственная социальная поддержка и компенсационные выплаты.

Важно!

- Если вы сообщили мошенникам код от личного кабинета на "Госуслугах", то нужно тут же звонить в банк и блокировать все операции по счетам, а потом идти в МФЦ и восстанавливать доступ к порталу "Госуслуги".

- Никому и никогда нельзя передавать по телефону свои личные данные и коды подтверждения. Лучше вообще не общаться, кем бы звонящие ни представлялись - сотрудниками ФСБ, полиции, следственного комитета, банков, и ничего не делать под их диктовку.