Начальник ИФНС России по Балашихе Светлана Парфёнова рассказала об изменениях в применении контрольно-кассовой техники при расчётах

В августе 2024 года внесены существенные поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации». Они направлены на трансформацию модели кассовой дисциплины на розничных рынках и в сфере услуг общественного питания, а также на регистрацию и перерегистрацию касс и введение административной ответственности для управляющих рынком компаний. Большинство поправок вступило в силу и действует уже с 1 марта 2025 года. Об этом рассказала начальник инспекции Федеральной налоговой службы России по Балашихе Светлана Парфёнова. — Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, об изменениях, внесённых в законодательство РФ, касающихся применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Многое ли изменилось благодаря поправкам? — Существенные изменения коснулись правил применения ККТ в сфере оказания услуг общественного питания. Так, с 1 января 2025 года при расчётах за оказание услуг общественного питания, после получения согласия клиента совершить такой расчёт, пользователь должен отпечатать кассовый чек на бумажном носителе и выдать его клиенту до момента расчёта. Таким образом, кассовый чек будет подтверждать предстоящий приём денежных средств за оказание услуг общественного питания. Она, как и любая другая сфера услуг, должна применять ККТ при осуществлении расчётов, однако традиционно она находится в серой зоне по её применению и уплате налогов. Для этого недобросовестные налогоплательщики используют временной интервал, необходимый для формирования кассового чека. Вместо чека клиенту выдают банковский слип или счёт ресторана. После того как клиент оплатит счёт и покинет заведение, фискализация расчёта не производится. Данные нарушения были настолько массовыми, что большинство клиентов были уверены в том, что выдаваемая рестораном бумажка и есть кассовый чек. Теперь, благодаря поправке, закон № 54-ФЗ требует применения ККТ и выдачу кассового чека в тот момент, когда клиент просит рассчитать его. Иными словами, счёт ресторана теперь не нужен, и клиент должен произвести оплату на основании кассового чека. — Многих интересует вопрос применения ККТ на рынках. Какие изменения произошли в данной сфере? — Изменения внесены не только в закон № 54-ФЗ, но и в Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Итак, поправки, вступившие в силу с 1 марта, предусматривают ряд изменений. Это сокращение перечня случаев, при которых на рынках, ярмарках и выставках может не применяться ККТ, льгота сохранена исключительно для лиц, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, с торговой площадью не более 15 квадратных метров, до трёх торговых мест включительно. Также в числе изменений: право торговли без применения ККТ на ярмарках выходного дня с числом торговых мест не более 50 для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения; уточнение существующей обязанности потенциальных арендаторов при заключении договора об аренде торгового места представлять арендодателю документальное подтверждение наличия ККТ; предоставление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС России для реализации управляющей рынком компании обязанности по контролю на постоянной основе за наличием у арендатора зарегистрированной ККТ и конкретизация законодательной нормы о принятии управляющей рынком компании мер, направленных на устранение выявленных ею при контроле арендаторов нарушений. Это значит, что если лицо, которому предоставлено торговое место, не имеет зарегистрированной ККТ и не относится к категории, которая имеет право работать без кассы, то управляющая рынком компания незамедлительно уведомляет его о данном факте и не должна допустить его к деятельности. На устранение нарушения отводится 15 рабочих дней. Кроме того, поправки касаются введения административной ответственности для управляющей рынком компании за допуск на рынок лиц, не имеющих ККТ; штрафные санкции от 100 до 300 тысяч рублей за каждого нарушителя (часть 16 статьи 14.5 КоАП РФ); введения упрощённого порядка привлечения продавцов на розничном рынке к административной ответственности в виде предупреждения для первого раза; отсрочки исполнения обязанности указывать наименование и количество товара в кассовом чеке до 1 января 2026 года — для лиц, которые должны начать применять ККТ в связи с принятием поправок. — На какие еще нововведения в поправках к законодательству о применении ККТ необходимо обратить внимание? — В последнее время участились случаи использования так называемых подменных касс. Вроде бы недобросовестный налогоплательщик при расчётах применяет ККТ в соответствии с установленными правилами, но эта касса зарегистрирована не на самого продавца, а на третье лицо. И как итог, со всей сокрытой выручки продавца не уплачиваются налоги. Теперь поправкой в пункте 1 статьи 4.3 Закона № 54-ФЗ предусмотрено прямое закрепление кассы за лицом, которое непосредственно осуществляет расчёт, и ККТ должна находиться и применяться на месте осуществления расчёта между покупателем и продавцом. Также новая норма редакции Закона № 54-ФЗ чётко указывает — если расчёт осуществляется при непосредственном взаимодействии покупателя с автоматическим устройством для расчётов, то ККТ должна находиться внутри корпуса этого автоматического устройства, содержащего оборудование для осуществления расчётов, либо же быть механически соединённой с указанным корпусом только этого автоматического устройства. — На протяжении последних лет при осуществлении расчётов в магазинах, на заправках, рынках и торговых пространствах от кассиров, операторов, продавцов часто слышишь вопрос: «Вам нужен кассовый чек?» или «Вам кассовый чек в бумажном или электронном виде?». Возникает вопрос, какими должны быть действия продавца и покупателя при осуществлении расчётов? — Одна из основных целей законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники — защита прав потребителей. В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, при осуществлении расчёта пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе или направить кассовый чек или бланк строгой отчётности в электронной форме покупателю. В соответствии с пунктом 3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ, пользователь вправе направить покупателю на абонентский номер либо адрес электронной почты предоставленные до совершения расчёта сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек и информацию об адресе ресурса, который размещён в интернете и по которому такой кассовый чек может быть бесплатно получен покупателем. — Какой порядок выдачи покупателю кассового чека продавцом предусмотрен законом № 54-ФЗ? — Если покупатель до осуществления расчёта не предоставит продавцу абонентский номер или адрес электронной почты, на который кассовый чек может быть направлен в электронной форме, продавец обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе. В указанных случаях продавец не вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, даже если покупатель сообщит продавцу, что ему не нужен кассовый чек. Соответствующий кассовый чек на бумажном носителе должен быть сформирован, распечатан и предоставлен продавцом покупателю в зоне передачи товара или передачи наличных денег, с обеспечением возможности его свободного получения. Указанный кассовый чек может быть утилизирован продавцом только при условии, если покупателем он добровольно не был принят после его предоставления продавцом. При предоставлении покупателем пользователю до момента осуществления расчёта абонентского номера или адреса электронной почты, на которые кассовый чек может быть направлен в электронной форме, продавец обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленный покупателем, либо только направить этот кассовый чек в электронной форме на соответствующий абонентский номер или адрес электронной почты и не выдавать покупателю этот кассовый чек на бумажном носителе. Продавец, направивший кассовый чек в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель проинформирует продавца в любой форме о том, что ему можно не выдавать кассовый чек на бумажном носителе. Нарушение установленного порядка выдачи и направления кассового чека на бумажном носителе и в электронной форме влечет административную ответственность. Если невыдача кассового чека связана с неприменением ККТ, то продавец в таком случае может быть привлечён к административной ответственности. Кроме того, обращаю внимание, что кассовый чек обязательно должен содержать QR-код. Отсканировав чек через мобильное приложение ФНС России в разделе «Проверка чека», можно удостовериться в его подлинности.