Отечественный рынок решений для бизнес-аналитики молод и динамичен. В отличие от западного, уже зрелого, давно сформировавшегося. Тем интереснее было узнать, что, несмотря на запреты и санкции, интерес к российским решениям в сегменте бизнес-аналитики высок. И не только в странах ближнего зарубежья, таких как Казахстан и Узбекистан, но и в ОАЭ, Индии, ЮАР, в странах Ближнего Востока и Южной Африки.
По данным аналитиков TAdviser, к концу 2024 года совокупный объем российского рынка бизнес-аналитики превысил 63 млрд рублей. За прошедший 2024 год, подсчитали в Navicon, объем отечественного рынка решений для BI вырос на 30%.
Естественно, на каждом страновом рынке приходится не только выдерживать не только жесткую конкуренцию со стороны ведущих глобальных игроков, но и отвечать уникальным потребностям потенциальных заказчиков, правильно определять их переговорные позиции и мотивы и, исходя из этого, выстраивать переговорный процесс.
Иван Вахмянин: ИИ-помощник Visiology готов конкурировать с любыми решениями в мире
У заказчиков из многих этих стран есть потребность мигрировать с западного софта. Но, зная о жестких санкциях против российского ИТ, заказчики, к примеру, пытаются манипулировать ценой, пытаясь свести ее до минимума. Яркий пример «рынка цены» - Индия. Полная противоположность ему – «рынок нечувствительных цен» - Саудовская Аравия. Здесь заказчиков интересует, в первую очередь легкость процесса миграции, понятные процессы работы, уровень производительности, правильное соотношение цены и качества и фокус на безопасности данных. И российским разработчика есть, что предложить. Архитектура On-premise, отработанность технологии в государственных и Enterprise-проектах – все это играет на руку отечественным BI-разработкам.
Кстати говоря, продвижение на мировом рынке – цель большей части крупных российских игроков. Но страновые рынки, которые могут предложить платежеспособный спрос – это по-прежнему США и ЕС, и здесь не получится выдержать жесточайшую конкуренцию без достаточных технических ресурсов и профессиональной команды. А главное – без качественного маркетинга.
Нравится нам это или нет, но приходится признать, что самые успешные в маркетинге – американские компании. Но в абсолютном большинстве российских компаний с этим беда. Буквально единицы полноценно вкладываются в маркетинговые исследования рынка, в формирование узнаваемости и продвижение продукта.
Создать классный продукт, безусловно, это must-have. Выиграет тот, что отвечает ожиданиям потребителей и обладает уникальными свойствами (killer feature). Но если нет сильного маркетинга, то даже самый лучший на свете продукт почти нереально продвигать на рынке, особенно при наличии сильных и не очень дружественных конкурентов.
Несмотря на различия в этапах жизненного цикла BI-рынков, тенденции, актуальные для глобального рынка, являются основными и для российского. И самая яркая из них – использование технологий искусственного интеллекта. Причем в самых разных сценариях, начиная от замены дашборда чат-ботом, который отвечает за вопрос активности, и до более сложных сценариев – например, ИИ-агентов, ИИ-помощников в системах Data Governance, MCP-серверов.
И хотя в BI, как и в других сегментах рынка, вокруг ИИ очень много маркетингового хайпа, значительная часть российских внедрений – уже далеко не стартапы, а реально работающие кейсы, отработанные на тысячах пользователей, с серьезными требованиями по безопасности, надежности и производительности.
Интересный зарубежный тренд, на котором сделали акцент приглашенные эксперты IT-World – спрос на локальное внедрение решений. И если ведущие западные вендоры делают акцент на продвижении своих облачных решений, российские вендоры играют на поляне On-Premises, и рынки отвечают активным спросом.
При этом, отмечают эксперты, буквально несколько лет назад на глобальном BI-рынке архитектура On-Premises занимала лидирующие позиции, то сегодня ведущие глобальные вендоры стали продвигать именно облака. И это было не инфраструктурным, а чисто экономическим (и в какой-то мере политическим) решением: вендоры хорошо понимают все экономические преимущества в виде высокого дохода, которые дают им облачные структуры. Но для потенциальных клиентов важная возможность выбора. Поэтому большинство крупных российских вендов готовы предложить оба варианта развертывания.
Уход из России глобальных BI-вендоров в 2022 году – история, которая не могла не оставить следа и в этом сегменте. Три года назад, когда рынок серьезно залихорадило, и у российских клиентов западных вендоров от используемого решения остались только логии и пароль, спрос на российские аналоги был огромен. И если на пике появилось большое количество импортонезависимых систем, сегодня миграция с зарубежных систем на отечественные решения, сегодня идет на спад. Бизнес, в большинстве, уже определился с используемыми платформами, продать новое BI-решение стало намного сложнее. И здесь выходом могут сталь бесплатные однопользовательские лицензии, которые практиковали практически все ведущие зарубежные игроки - Tableau, Qlik и Power BI.
У клиента появляется возможность бесплатно попробовать продукт. Вплоть до недавнего времени у российских вендоров таких опций не было, но время показывает, что они нужны.
Из трендов, характерных сегодня именно для российского рынка, собравшиеся на круглом столе IT-World эксперты отметили консолидацию, и по количеству игроков, и по количеству предлагаемых решений. Как подсчитали аналитики, сегодня в России работает как минимум 105 BI-вендоров. Часть из них - крупные компании, некоторые уже вышли (или в ближайшее время собираются выйти) на IPO. Сегмент своего продукта в РФ они освоили практически полностью. И перспективы дальнейшего рыночного развития видятся преимущественно в консолидации, в поглощении и присоединении более мелких игроков, но с интересными нишевыми решениями.
Процесс слияний и поглощений уже идет, отмечают эксперты. Рынку не нужно так много вендоров – останутся сильнейшие. Сколько именно – покажет время. Но на глобальном рынке, как показала практика, конкурирует сегодня всего лишь около 20 крупных игроков. В перспективе двух-трех лет, полагают эксперты круглого стола IT-World, примерно такое же количество игроков останется и в России.
На качестве предлагаемого продукта это не отразится отрицательно – активная конкуренция между игроками, постоянно предлагающими что-то новое, все также продолжится.
процесс консолидации позволит отечественным вендорам решить и еще одну проблему – острую нехватку квалифицированных, хорошо подготовленных специалистов. И здесь консолидация с целью слияния команд, можно сказать – отличительная особенность именно российского рынка.
При этом нельзя не отметить и уже заметного спроса на BI-решения со стороны не только государства Enterprise-бизнеса. С технологической точки зрения продукты бизнес-аналитики становятся доступными и компаниям среднего размера. Большинство отечественных BI-вендоров уже сегодня предлагают настольные версии, которые позволяют им зайти в сегмент среднего и даже малого бизнеса. Правда, решения такого уровня, которое предлагала компания Qlik - отдельный базовый пакет с очень дешевой лицензией – на российском рынке пока нет.
У заказчиков BI-решений, естественно, свое видение ситуации. Кто-то еще задолго до 2022 года купил лицензию у западного вендора на постоянной основе, и продолжает ее использовать и сегодня. И, показали исследования, таких клиентов достаточно много – около 70%. Система работает и работает хорошо, и заказчик готов и дальше продолжать ей пользоваться, несмотря на отсутствие техподдержки и другие санкционные риски. Они рассчитывают на то, что в ближайшие месяцы или даже недели политическая ситуация изменится, и западные вендоры с командами поддержки вернутся в РФ вполне официально.
Боятся ли этого российские игроки? Уже нет. За время отсутствия западных конкурентов отечественные вендоры серьезно подтянули свои платформы до уровня, очень близкого к ведущим западным решениям. И еще один серьезный плюс – безопасность отечественных разработок. Сегодня практически каждый вендор сертифицирует свои решения, в особенности предназначенные для госсектора, во ФСТЭК и ФСБ. Для большинства клиентов выбор между отечественной платформой с сертификатом безопасности и зарубежным решением, которое зависит от внешнеполитической ситуации, очевиден.
Кроме того, сегодня заказчикам уже не нужны аналитические сервисы в чистом виде. Гораздо в большей степени их интересуют операционные бизнес-приложения, которые должны успешно интегрироваться с приоритетными BPM- и CRM-системами, и даже на полноценные комплексные решения (экосистемы), которое избавит от проблем с несовместимостью продуктов для решения разных задач.
Правда, сегодня на рынке такого полноценного комплексного решения еще нет, отмечают эксперты.
Тема, которую нельзя было обойти стороной - Open Source-модель. Еще три года назад прогнозы однозначно предрекали, что Open Source захватит огромную долю рынка. Сегодня восторги в отношении Open Source поутихли. А последний год приглашенные эксперты IT-World и вовсе назвали «годом разочарования в суперсетах».
За прошедшие месяцы на рынке появилось много псевдо-вендоров, продвигающих заказные разработки, сделанные для конкретного заказчика, в качестве полноценного конкурентоспособного решения. Но просто скопировав некую базу и повесив свой шильдик, универсальный продукт не создать.
Нельзя забывать, что Open Source-решения сопровождают определенные риски. Например, риск исключения из реестра отечественного ПО, как это случилось, например, с Quick House. Ориентация не на вендора, а на сообщество разработчиков – это тоже всегда риск. Как минимум, того, что развитие продукта может быть приостановлено или полностью прекращено. И, что важнее – риск в сфере информационной безопасности.
Злоумышленникам гораздо легче найти уязвимости в открытом исходном коде и использовать их.
В 90% случаев, отмечают эксперты, BI-решения востребованы в сегменте крупного бизнеса. Но очень много серьезных бизнесов, имеющих возможность содержать крупные проектные офисы, пошли по пути создания и развития in-house-решений и их последующего вывода на рынок. В их числе – добывающие компании, крупные производители, ретейл. И такой тренд становится сегодня все заметнее.
Компании, способные хорошо обосновать бизнес-план по выведению своего продукта на рынок, успешно конкурируют с ИТ-разработчиками и стартапами за поддержку со стороны государства. А мер поддержки сегодня немало - от финансирования, грантов и льготных кредитов до особых экономических зон. И такие кейсы уже давно не редкость.