Экспорт энергетического угля приносит прибыль всем участникам цепочки поставок, кроме угольщиков
«Сегодня экспорт энергетического угля приносит прибыль всем участникам цепочки поставок, кроме самих угольщиков. По состоянию на 2024 год все участники этой цепочки, за исключением угольных компаний, демонстрируют положительную маржинальность. По данным Neft-research, наибольший запас по доходности наблюдается у РЖД и портов, где показатели составляют 46 и 85% соответственно», – отметил эксперт.
Суммарная доходность всей цепочки поставок угля достигает 1835 рублей за тонну – это составляет 18% от валового продукта для российской экономики.
Операторы полувагонов в 2024 году работают на минимально необходимом уровне операционной прибыльности. Доходность угольщиков уже к этому времени становится отрицательной и составляет -26%. В 2025 году ситуация не улучшается.
Как добавил А. Никитин, за последние годы существенно выросли тарифы РЖД на перевозку угля. С 2018 по 2022 годы тарифы РЖД на перевозку угля составляли примерно 80–90 тысяч рублей (в ценах того времени). В 2023–2025 гг. они выросли до 130–140 тысяч рублей.
«В период с 2019 по 2022 год компания придерживалась принципа индексации тарифов, ориентируясь на уровень инфляции, а в 2022 году даже наблюдалось некоторое снижение реального тарифа. При этом РЖД не ставили вопрос о возможной убыточности перевозок угля. Ситуация изменилась в 2023 году, когда были отменены несколько долгосрочных тарифных коэффициентов, включая показатели за дальность перевозки, транспортировку угля и экспортные отправки», – комментирует А. Никитин. Это решение привело к резкому росту реальной стоимости перевозки угля – примерно на 50%.
В I квартале 2025 года погрузка угля по сети снизилась более чем на 3%, до 111,5 млн тонн в сумме.
«Таким образом, заявленный принцип индексации тарифов, при котором рост должен соответствовать уровню инфляции, фактически не выполняется», – заключил эксперт.