В Москве в одну из новостроек интегрируют "Алису"
В России запускается пилотный проект по интеграции ИИ-ассистента в жилые комплексы. Нейросеть будет помогать жителям управлять домофонами, камерами и пропусками. Эксперты отмечают, что такие инновации могут стать драйвером развития цифровых сервисов в ЖКХ. Эти события происходят на фоне атак хакеров на провайдеров, что приводит к нарушению доступа жильцов жилых домов к интернету и перебоям в работе цифровых сервисов.
В одну из новостроек столицы интегрируют "Алису" от "Яндекса". Как рассказали в подразделении "Яндекса" "Умный дом", с июня жители смогут принимать звонки с домофона, просматривать камеры видеонаблюдения, оформлять электронные пропуска для гостей и курьеров с помощью AI-помощника "Алисы". Это можно будет сделать как голосом через "Яндекс Станции", так и через мобильное приложение. Планируется постепенное расширение возможностей: например, при заказе такси или еды через "Яндекс Go" система автоматически оформит временный пропуск для водителя или курьера.
В стадии проработки находится реализация подобных решений в других жилых комплексах. При этом для взаимодействия между системами используется защищенный способ обмена информацией, заверили в "Яндексе". При использовании приложения "Дом с Алисой" данные, полученные от системы умного здания, хранятся в памяти телефона пользователя и удаляются, когда пользователь закрывает приложение.
Голосовые помощники будут обретать различные навыки в сфере взаимодействия с жителями и управляющими компаниями и все больше распространяться на рынке, говорит руководитель направления "Умный дом" в Doma.ai Сергей Лялин.
Это удобно: можно заниматься своими делами и параллельно создавать заявки на пропуск, открывать дверь гостям и так далее. Внедрение в систему дома умного домофона автоматически делает умной квартиру при наличии там голосового помощника. К колонке можно подключить и другие возможности, купив розетки, лампочки и так далее. Житель сам сможет приобрести тот голосовой помощник, который ему нравится.
"Основной вопрос здесь в том, чтобы застройщик устанавливал такие системы безопасности, выдающие пропуска, системы домофонии, учета заявок, которые бы изначально предусматривали возможность работы с голосовым помощником", - считает Лялин.
Глеб Обломский, директор по AI-продуктам Just AI, указывает, что появление ИИ-агентов - абсолютно логичный и закономерный шаг в развитии концепции умного дома. По сути, это перенос удобств и возможностей, к которым уже привыкли в смартфонах и умных колонках, на более бытовой уровень, что позволяет сделать повседневные задачи проще и доступнее для каждого жителя. Можно считать это шагом на пути к созданию действительно умных городов, где технологии работают на благо людей.
Использование искусственного интеллекта в домах - уже не новость. Хотя пока это, скорее, отдельные "атомарные" функции, а не комплексные решения, говорит исполнительный директор Doma.ai Дмитрий Чирков. Например, уже существуют системы, которые автоматически распознают и классифицируют заявки от жителей, распределяют платежи по категориям и даже генерируют отчеты. Некоторые управляющие компании тестируют чат-ботов, которые по тексту обращения помогают правильно маршрутизировать запрос жителя. Но пока все эти решения изолированны и не интегрированы в единую цифровую экосистему. То, что сегодня предлагают крупные игроки, например голосовые ассистенты, - это, по сути, интерфейс-дополнение к уже существующим сервисам УК, считает он.
Количество сервисов для жителей постоянно растет, в том числе за счет интеграции ИИ-технологий, говорит директор по цифровой трансформации ГК "КОРТРОС" Дмитрий Лебедев. Так, в одном из столичных жилых комплексов уже работает первый в России цифровой консьерж Арди. В робота интегрированы элементы искусственного интеллекта, благодаря которым он может свободно общаться по различным сценариям с жителями, гостями, курьерами и сотрудниками управляющей компании.
Внедрение искусственного интеллекта в жилые комплексы позволит вывести уровень сервиса на качественно новый уровень, повысить удовлетворенность жителей, говорит операционный директор КП "Папушево Парк" Михаил Ермаков. При этом крайне важно сразу задуматься о безопасности, подчеркивает он. Разработчики должны обеспечить надежную защиту приложения от хакерских атак и попыток взлома аккаунтов жильцов.
На фоне внедрений все большую обеспокоенность вызывают хакерские атаки на линии связи. Эту проблему должны решить новые требования к ЖК, о которых сообщил глава Минцифры Максут Шадаев. По его словам, прорабатывается требование к новым многоквартирным домам закладывать в проект соглашения с не менее, чем тремя провайдерами. Наличие таких договоров на этапе сдачи новых домов обеспечит возможность выбора для жильцов, создаст необходимую конкуренцию, и повысит стабильность доступа в сеть.