Алиханов: Заявок на возвращение в Россию от иностранных брендов не поступало
Пока официальных заявок на возвращение в Россию от иностранных брендов не поступало, заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов на Неделе российского ретейла. Впрочем, по многим товарным позициям возвращение будет уже невозможно, поскольку российские производители заняли эти ниши. По остальным направлениям надо тщательно продумывать условия, чтобы это было не в ущерб отечественным компаниям.
Россия никого со своего рынка не выгоняла. Но просто так впускать обратно иностранные бренды мы точно не будем. И ушедшие компании понимают, что наша страна переходит на политику разумного торгового и промышленного протекционизма. Поэтому и не предпринимают попыток вернуться, считает Алиханов.
"Вход, конечно, возможен: если кто-то хочет заходить обратно, пожалуйста. Но только с российскими партнерами, только с российским контролем, только с приземлением технологии и только с освоением в понятной перспективе полного цикла производства на нашей территории", - подчеркнул министр.
Впрочем, для нас, по большому счету, сейчас уже все равно, вернутся ли западные компании или нет, поскольку "они сами сделали все, чтобы избавить нас от зависимости", добавил Алиханов.
Он напомнил, что такой же путь мы проходили в 2014 году, когда Россия ввела ответные меры в отношении западного продовольствия. Тогда тоже были переживания, сможем ли мы быстро поставить на полку качественные продукты, освоить и расширить их производство. Но сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность вполне справились с этой задачей. Если на момент введения контрсанкций в 2014 году доля российских продуктов питания на полках в ретейле была чуть больше 60%, то сейчас она уже превысила 80%. И снисходительное отношение к российским производителям продовольствия сменилось уверенностью в том, что мы можем выпускать практически все, за исключением разве тех продуктов, которые невозможно произвести из-за климата.
Для нас уже по большому счету все равно, вернутся западные бренды или нет. Они сами сделали все, чтобы избавить нас от зависимости
Сейчас, если вдруг продовольственные западные компании решат вернуться на наш рынок, потребители этого даже не заметят, считает президент Х5 Group Екатерина Лобачева. Известный "коричневый газированный напиток" давно производят российские компании. А, например, жевательный мармелад Haribo мы сумели заместить своим производством, отмечает генеральный директор "Магнит" Анна Мелешина.
Промышленные товары, непродовольственный ретейл более сложен для импортозамещения, поскольку здесь речь идет о более технологически сложном производстве, признает Алиханов. "Здесь гораздо шире номенклатура. Это будет просто требовать чуть больше времени", - пояснил он.
Первое, что предприняли российские власти после ухода иностранных непродовольственных брендов - открыли параллельный импорт. Это позволило наполнить рынок и не допустить даже локального дефицита каких-то товаров. Также были найдены альтернативные поставщики и началось "целенаправленное, планомерное вложение средств в развитие собственного производства" всех товаров, которые востребованы на российском рынке.
В непродовольственном сегменте тоже есть заметные успехи. Так, по оценке главы Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислава Богданова, в сегменте средств для стирки доля отечественной продукции достигла 80%, шампуней - 75%, зубных паст - 45%.
Впрочем, и с наличием на рынке ушедших импортных товаров в России нет проблем - те же кроссовки известных брендов легко можно купить на наших маркетплейсах, отмечают участники рынка. Правда, иногда возникает сомнение в их подлинности. Но это уже совсем другая история.