Все больше вузов используют цифровые сервисы
Для современного университета цифровая экосистема, сервисы являются основой конкурентоспособности и повышения качества образования, отметил ректор Томского университета Эдуард Галажинский на третьей Всероссийской конференции "Стратегии сотрудничества: вузы, индустриальные компании и государство в подготовке ИТ-специалистов".
Сегодня цифровые сервисы используют все больше вузов. С помощью этих сервисов можно забронировать аудиторию для проведения мероприятия, записаться на факультатив или курсы повышения квалификации, получить направление на медосмотр.
Кроме того, часть сервисов объединены в жизненные ситуации, такие как трудоустройство, увольнение, переезд - эта опция доступна на платформах НИУ ВШЭ.
Сейчас университеты ведут активную работу по внедрению в экосистему сервисов на основе искусственного интеллекта. Так, в Томском университете создана целая экосистема по изучению и применению ИИ. Например, Центр искусственного интеллекта. В нем создают авторские курсы по ИИ, машинному обучению и развивают проекты по цифровой трансформации региона. Также ТГУ разрабатывает собственные EdTech-продукты с применением ИИ и big data. В их числе - онлайн-платформа "Plario" на основе ИИ. С ее помощью студенты могут самостоятельно разобраться в математических дисциплинах. Английский можно изучить с помощью платформы "Английский пациент". В этом сервисе доступны задания с фильмами, музыкой и темами, которые интересны студенту. Задания составляет ИИ.
Для повышения качества учебы и вовлеченности студентов существует чат-бот "Цифровой защитник студента". В работе преподавателю помогает ИИ-оценщик - интеллектуальный сервис для автоматизации проверки письменных работ.
В НИУ ВШЭ реализуется проект "Мультиагентная платформа ИИ-решений для отраслевых задач". В рамках проекта разрабатывается ряд сервисов для нужд университета. Например, завершается разработка сервиса ИИ-консультанта учебного офиса - чат бота на основе технологии ИИ. Он будет отвечать на вопросы студентов, ориентируясь на нормативные документы вуза. Чат бот даст ответ на вопрос студенту в любое время и в любом месте, разгрузит сотрудников учебных офисов. Сервис будет доступен в личном кабинете и приложении университета уже к началу нового учебного года.
В ТГУ есть и целый программно-аппаратный комплекс "Актру". Сервис отвечает за техническое оснащение аудиторий и программное обеспечение, связывает элементы электронной образовательной среды университета. С его помощью можно автоматически записывать лекции и проводить трансляции. Такой сервис помогает не только вести занятия онлайн, но и, в какой-то степени, оценивать качество лекции, отметил ректор ТГУ на конференции 27 мая.
В НИУ ВШЭ есть похожий сервис - Smart LMS. На платформе студенты могут проходить онлайн-курсы, решать тесты, загружать работы для проверки. С помощью сервиса LMS можно открыть электронную зачетную книжку и выбрать курс по выбору. Сервис LMS есть и в региональных вузах, например, в БФУ им. Канта. Так, с помощью платформы онлайн-обучения БФУ студенты могут просмотреть курсы высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, изучить открытые онлайн-курсы, воспользоваться личным кабинетом и справочным сервисом.
Развитие экосистемы - это не только новые сервисы, но и создание условий для их быстрой разработки и разворачивания, безопасность данных, удобные интерфейсы для пользователей, отметил советник проректора НИУ ВШЭ Иван Карлов.