Андрей Пожаров выступил на конференции «Директор по закупкам»

Руководитель компаним «Эффективное взаимодействие» Андрей Пожаров выступил в дискуссии «Как планировать закупки в условиях турбулентного рынка?» на XXIV практической конференции «Директор по закупкам».

Андрей Пожаров выступил на конференции «Директор по закупкам»
© РБК Компании

Андрей Пожаров — специалист в области тендеров с опытом более 20 лет, занимается тендерным сопровождением и консалтингом, поставками бумаги и созданием инновационной упаковки из экоматериалов на собственной мануфактуре. Также в компаниях 14 складов в регионах России и отлаженная логистика, собственные разработки в области искусственного интеллекта помогают компаниям наращивать объемы.

Участниками дискуссии также стали заместитель руководителя управления снабжения ГК «Донстрой» Константин Гришин, заместитель директора по закупкам ПАО «Уралкалий» Алексей Чернышев, директор по закупкам компании «Объединенные пивоварни» Анна Мальцева, директор по логистике ESAB Роман Васильев.

На сессии обсудили вопросы влияния изменения тарифной политики США на закупки в РФ, основные показатели эффективности закупочного процесса в 2025 году, планирование закупок в условиях нестабильной ситуации в экономике страны и прогноз возможных рисков.

По словам Андрея Пожарова, после ухода из России аналитики крупных западных компаний, которая служили для многих ориентиром в прогнозах и планировании, важно научиться «работать мозгами», и главным помощником здесь может стать искусственный интеллект, что давно используют компании Пожарова.

«Важно собирать «панель прогнозов» — официальные (государственные), рыночные, экспертные — и на их основе формировать свой сценарий. При расхождениях — склоняться к более консервативной оценке. Планируя закупки в нестабильной экономике, нужно сочетать науку (аналитику данных) и искусство (опыт и интуицию специалиста), чтобы подготовиться к завтрашнему дню максимально реалистично, — отметил Пожаров. — Сейчас любой может обучить ИИ-агента и начать работать, загрузить в него статистику и получить прогноз, настроить мониторинг определенных маркеров и оповещение. Среди них — опережающие индикаторы индексов деловой активности (PMI), фьючерсов на сырье (отражают ожидания рынка на ближайшие месяцы), динамики ставок фрахта (стоимости морских перевозок). Это помогает разработать «карты влияний».

Особый акцент Андрей Пожаров делает на ресурсе профессионалов рынка и подчеркивает важность более плотной коммуникации закупщиков и поставщиков.

«Всем нам поможет более тесное общение — так мы, наконец, перестанем верить в мифы друг о друге, а начнем лучше понимать. Достоверные поставщики с подтвержденной историей — это надежная опора для принятия решений, а лояльные поставщики — качественный информационный ресурс, — считает Андрей Пожаров. — Сегодня тренд для закупщика — мониторить не только поставщика, но и его партнеров, это способствует надежности поставки. В то же время аналитика должна быть полная и достоверная. Преследующая цель получить достоверную картину, а не собственные конструкции».

Позиция хорошего поставщика как партнера для заказчика — по сути, качественный экспертный сервис, зачастую включающий в себя нечто большее, чем просто товар.

Например, аналитика производственных отходов на мануфактуре Пожарова помогает поставщикам сырья определить необходимость усовершенствования технических деталей процесса, на этой основе технологи заказчика и специалисты производителя сырья обсуждают, какие нужно внести изменения в технологическую карту.

«Мы занимаемся тендерами более 15 лет как компания и выдаем аналитику нашим партнерам в качестве сервиса, — рассказал Пожаров. — Это создает доверительные отношения. Огромное значение придаем ритмичному планированию и алгоритмизации всех процессов. Как профессионал, я бы посоветовал закупщикам создавать долгосрочные партнерства, что поможет им обезопасить себя на турбулентном рынке. И конечно — иметь глубокую и системную аналитику поставщиков, анализируя их не только по суммам контрактов, но и по качеству и наполнению этих контрактов. Долгосрочные соглашения и партнерства создают предсказуемые сценарии, обеспечивают поставщикам гарантированный финансовый поток. С такими контрактами и банки идут на специальные условия, а поставщики готовы находить золотую средину, что в итоге приводит к возможности двигаться по цене. Поддержанный производитель способен творить чудеса».

Коллеги по дискуссии тему поддержали.

Директор по логистике ESAB Роман Васильев отметил, как важно закупщикам налаживать диалог с поставщиками: «Договариваться, договариваться и договариваться! Одна из основных тенденций последних последнего времени к чему привели эти изменения в нашей работе — это более глубокая работа с заказчиками. Конечно, нам важно оценивать риски, поэтому перед тем, как мы начинаем работать с поставщиком, проводим аудит — выезжаем, смотрим производство, насколько оно соответствует стандартам компании. Также у нас есть процесс ежегодной оценки поставщика, мы смотрим, насколько качественно работает поставщик, и это помогает нам минимизировать риски».

Директор по закупкам компании «Объединенные пивоварни» Анна Мальцева: «В нашей компании такая оценка рисков идет в бумаге раз в год. Мы прямо пересматриваем матрицу, анализируем новые риски, убираем старые и корректируем план действий. Если возникает любой дополнительный фактор, который будет влиять, мы будем корректировать».