Эксперты считают, что ИИ существенно изменит корпоративную культуру в России

Российские компании ежегодно теряют на неэффективных коммуникациях до 8,7 трлн рублей. Такую цифру на сессии ЦИПР-2025 "Перезагрузка продукта" назвал Александр Диденко, руководитель "Лаборатории ИИ" Школы управления "Сколково".

Эксперты считают, что ИИ существенно изменит корпоративную культуру в России
© Российская Газета

Судя по исследованию школы, в эту сумму входят и потери от оплаты потраченного впустую рабочего времени, и от сорванных сделок и упущенных возможностей. Часть рабочего времени, по данным опроса, отнимают затянутые и неэффективные совещания. Однако, как выяснили участники сессии, технологии способны это исправить. Искусственный интеллект способен автоматизировать ряд задач вокруг этого формата: сделать онлайн-перевод, расшифровать запись переговоров, сформулировать саммари, запротоколировать беседу и поставить задачи по итогам совещания.

ИИ начинает проникать в корпоративные коммуникационные сервисы и снижает нагрузку на менеджмент. Эксперты в области технологий искусственного интеллекта считают, что 2025 год станет периодом прорыва сервисов AI-агентов, которые существенно изменят корпоративную культуру.

"В нашем исследовании совещаниям проигрывала только платформа JIRA (платформа по коммуникации и постановке задач внутри компаний в РФ) как самый неэффективный способ коммуникации. Дальше по неэффективности шли совещания, потом личные телефонные звонки и прямые ответы в чаты, - комментирует Александр Диденко. - Специалисты IVA Technologies выделили как одну из приоритетных задач поиск технологичных решений для части таких неэффективных коммуникаций в российском бизнесе".

Мария Коледа, руководитель информационного отдела независимого профсоюза "Новый труд" отмечает: неэффективное взаимодействие имеет серьезные психологические последствия. Когда сотрудники не видят общей цели, не понимают своего места в ней и поставленных задач, это может привести к чувству изоляции и недовольства своей работой. Такое состояние работников напрямую влияет на их продуктивность и качество выполнения задач. Эти факторы могут привести к высокой текучести кадров, неэффективному использованию рабочего времени, что негативно сказывается на конкурентоспособности компании.

Часть российских компаний уже внедряет отечественные ИТ-системы. Их основные составляющие - системы распознавания речи на основе искусственного интеллекта для транскрибации, инструменты онлайн-перевода с учетом контекста, создания саммари и списка поручений по итогам видеоконференций. По словам Максима Смирнова, заместителя гендиректора IVA Technologies, такие технологии - уже завершенный этап развития искусственного интеллекта. Дальше рынок переходит к новому тренду - AI-агентам и персональным корпоративным помощникам.

По словам Смирнова, на выходе получится персональный цифровой ассистент с разнообразными сценариями использования. "Это и про скорость взаимодействия в рамках своих бизнес-процессов, и про скорость взаимодействия на стыке бизнес-процессов различных подразделений, и про сбор аналитики, и про формирование деловых писем, и про интеллектуальный поиск", - объясняет Максим Смирнов.

В ближайшие годы AI-агенты начнут активно проникать в коммуникационные и корпоративные сервисы, уверен эксперт. Они станут настоящими цифровыми секретарями: смогут послушать и пересказать совещания, написать письмо партнеру, разобрать почту, мгновенно найти в рабочем архиве нужную информацию и сэкономить время на еще десятках рутинных задач. Впрочем, новые ИИ-системы не отменят классических форматов коммуникаций, а только предложат к ним новый подход, отмечает Александр Диденко.

"Важно не забывать, что, внедряя искусственный интеллект, нельзя отключать естественный интеллект. Тогда это будет круто, эффективно, понятно и безопасно", - добавляет Максим Смирнов.

"Считаю, работодатели должны обратить на эту проблему пристальное внимание и активнее внедрять технологии и стратегии, которые помогут улучшить внутреннюю коммуникацию. Можно посоветовать следующее: внедрите платформы для управления проектами, которые позволят отслеживать прогресс задач и минимизировать ненужные обсуждения. Определить основные каналы для различных типов коммуникаций (например, электронная почта - для официальных уведомлений, мессенджеры - для оперативных вопросов). Это поможет избежать путаницы и избыточности информации", - отмечает Коледа.

Внедрение этих стратегий поможет повысить продуктивность и удовлетворенность сотрудников работой, констатирует она.